Бриллиант летит на ГАЗ

Австрийская Diamond Aircraft предлагает «Русским машинам» собирать самолеты и адаптировать для них двигатели Steyr

В понедельник в Москву прибывает основной акционер и глава Diamond Aircraft Кристиан-Леопольд Дрисс. Он встретится с потенциальными клиентами – авиаперевозчиками и сырьевыми госкомпаниями. «Аэрофлот» рассматривает самолеты Diamond Aircraft как базовую модель тренировочного воздушного парка, говорит заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков: в 2009 г. перевозчик намерен открыть собственную школу по обучению пилотов – спрос растет, а взять их негде. Из-за нехватки пилотов «Аэрофлот» был вынужден отказаться от покупки дополнительных A320.

Diamond Aircraft Industries Inc.

Австрийский производитель легких самолетов. Специализируется на строительстве одно- и двухдвигательных реактивных и турбовинтовых самолетов для гражданской авиации. Производственные площадки расположены в Австрии, Великобритании и Канаде. Модели: D-Jet, DA50 Super Star, DA42 Twin Star, DA40 Diamond Star, DA20-C1, HK36 Super Dimona. Продажи: около $199,9 млн в год.

Австрийский производитель легких самолетов (весом до 2400 кг) Diamond Aircraft хочет запустить сборочную линию или полномасштабное производство в России и уже присматривает себе площадки. В частности, переговоры ведутся с «Авиакором», входящим в «Базэл», рассказал представитель российского офиса Diamond Aircraft Александр Федоров. Условия сотрудничества он не раскрывает. Авиазаводом в Канаде Diamond Aircraft владеет на 100%, а в Китае – всего на 26%. Компоненты самолета должны быть российскими, поэтому компания обсуждает возможность организации на базе завода «Нижегородские моторы» цеха по адаптации автомобильных дизельных двигателей в авиационные, сообщил Федоров. «Нижегородские моторы», как и «Авиакор», принадлежат «Базэлу» и входят в холдинг «Русские машины». Директор авиационного дивизиона «Русских машин» (владеет ГАЗом) Игорь Горевацкий подтвердил факт переговоров с австрийцами. Австрийцы, по его словам, предлагают в своем производстве использовать дизельные двигатели Steyr, которые группа «ГАЗ» производит по лицензии. Один из них – объемом 2,3 л ставится на экспортные варианты «Газелей». Правда, по словам Горевацкого, группа «ГАЗ» пока всерьез даже не рассматривает эти предложения, поскольку официально Diamond Aircraft их еще не сделала. Diamond Aircraft планирует представить группе «ГАЗ» конструкторскую документацию по адаптации дизельного двигателя в начале 2008 г. на специальной рабочей встрече, объясняет Федоров.

Diamond Aircraft с 2001 г. использует на своих самолетах адаптированные автомобильные дизели Mercedes, рассказывает Федоров. Это экономичные двигатели: за час полета такой двигатель сжигает в среднем 20 л, а Ан-2, имеющий поршневый двигатель, тратит 60 л, говорит он. В Нижнем Новгороде, по предварительным расчетам Diamond Aircraft, ежегодно можно было бы переоборудовать до 1000 двигателей. Автомобильный дизельный Steyr объемом 3,2 л стоит 499 000 руб. Именно его Diamond Aircraft и намерена адаптировать под авиационный, говорит Федоров. Он отказывается назвать затраты. «Мы не хотим идти на большие авиапредприятия, у которых высокие накладные расходы, – продолжает он. – В этом случае накрутка на стоимость самолета может зашкалить за 1000%». Базовая цена самолетов Diamond Aircraft – от 410 000 евро до 1,3 млн евро.

Цель Diamond Aircraft – не импортировать самолеты, а локализовать сборку. По данным Федорова, в России очень высок спрос на легкие самолеты, которые выпускает Diamond Aircraft, – около 600 машин в год. В частности, компания хочет ежегодно продавать 200 машин различным госструктурам – МЧС, пограничной службе (самолеты Diamond могут использоваться для обучения пилотов, охраны трубопроводов, лесов и проч.). А чтобы участвовать в конкурсах, машина должна иметь детали российского производства, поясняет Федоров. Сейчас Diamond Aircraft представлена в России отдельными экземплярами – сюда поставляют машины с австрийского и канадского заводов Diamond Aircraft.

Вираж над Bombardier

Diamond Aircraft – не главный иностранный производитель, которым интересуется авиационный дивизион Олега Дерипаски «Авиакор». В начале года «Русские машины» (компания владеет «Авиакором») начали переговоры о приобретении у канадской Bombardier готовой модели самолета, чтобы запустить ее производство на самарском заводе.