Инфляция – старый призрак

Удорожание продовольствия вызвало всплеск инфляции во многих странах. Средства борьбы с ней весьма разнообразны

«Инфляция – старый призрак – восстала из могилы и преследует политиков», – пишет экономист HSBC Bank Филипп Пул. Среди преследуемых – чиновники Бразилии, России, Индии, Китая, Аргентины, Мексики, Вьетнама, Южной Африки, большей части Центральной Европы и Ближнего Востока.

Дорожают нефть (и бензин), продовольствие, во многих странах предложение не поспевает за спросом, нацбанкам не удается стерилизовать все деньги. Причин так много, что восставший призрак быстро не скроется, отмечает Пул.

В Китае за 12 месяцев по август цены выросли на 6,5% (в 2006 г. – на 4%). Продовольствие подорожало на 18,5% (максимум за 10 лет), а мясо – на 50%. В Саудовской Аравии, несмотря на контроль за ценами, они выросли за 12 месяцев по август на 4,4% – это рекорд за семь лет. На Украине продовольствие в сентябре стоило на 14,4% дороже, чем год назад.

Многим странам не удастся достичь целей по инфляции на этот год (см. график на стр. А1). Во всех странах Латинской Америки инфляция будет выше прошлогодней, прогнозирует Morgan Stanley.

Из-за погодных аномалий основные мировые экспортеры продовольствия снизили прогнозы на урожай на 10–20%. Пшеница, кофе и соя стоят примерно на 40% дороже, чем в начале 2006 г. Запасы зерна на самом низком уровне за 30 лет.

Доля продовольствия в потребительских корзинах, по которым рассчитывается инфляция, достигает 30% в Аргентине и Китае, около 40% – в Египте, Казахстане и России, около 60% – в Индии и на Украине (в развитых странах – 15–20%). Еще 5–20% расходов жители развивающихся стран тратят на дорожающий бензин и коммунальные услуги, отмечает Пул.

В борьбе с инфляцией правительства и нацбанки повышают ставки, стимулируют отток капитала (Китай), повышают экспортные и снижают импортные пошлины (большинство стран), а некоторые прибегают к прямому регулированию цен (Аргентина, Китай, Россия). На Украине правительство установило торговые наценки на основные продукты питания, ввело квоты на экспорт зерна, отмечает Ирина Пионтковская из «Тройки диалог».

В Италии рост цен на пасту на 20% за 12 месяцев по сентябрь вызвал акции протеста, антимонопольные органы подозревают ценовой сговор крупных производителей.

Консультативный орган при короле Саудовской Аравии Абдалле – шура рекомендовала повысить зарплаты, чтобы компенсировать рост цен, и снизить тарифы ЖКХ.

За призраком инфляции возник и дефицит. В Казахстане жители скупают сахар, соль, муку, подсолнечное масло. Чтобы сбить ажиотажный спрос, власти Астаны, крупнейшие оптовые поставщики и розничные торговцы призвали горожан «сохранять спокойствие» и «не поддаваться инсинуациям со стороны определенных категорий перекупщиков».

Зато продовольственная инфляция повышает доходы экспортеров, указывает Сандра Лоусон из Goldman Sachs. Россия – пятый в мире экспортер зерна, Индия – третья по хлопку, Китай быстро наращивает экспорт мяса, фруктов и овощей, Бразилия доминирует на рынках сахара и домашней птицы. Вырастут доходы аграриев из BRICs, отмечает Лоусон. Бразилия выигрывает еще и от роста спроса на биотопливо.

Цены на продовольствие могут расти и дальше: спрос на питание, корма и биотопливо растет, а стоимость земельных, водных и энергетических ресурсов увеличивается, полагает Всемирный банк.