Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: "Всегда есть место для новых игроков", - Виктор Кореш

Чтобы занять до 7–8% местного рынка связи, «Комстар» будет строить собственную сеть и приобретать операторов, но не переоцененные домовые сети, рассказал Виктор Кореш

Этой весной Виктор Кореш перебрался в Москву, но Петербург не выпал из сферы его интересов. Он будет руководить региональной экспансией «Комстар-ОТС». В Петербурге этот оператор потерял два года в попытках увеличить пакет в 45% акций «Метрокома» до контрольного. В прошлом году он избавился от этого актива и решил строить здесь собственную сеть. О том, как это будет происходить, Кореш рассказал в интервью «Ведомостям».

1986

возглавил Ленинградский телеграф

1994

гендиректор Baltic Communications Limited

1997

гендиректор петербургского филиала «Совинтела»

2001

назначен гендиректором «Петерстар»

2007

вице-президент «Комстар-ОТС» (Москва) по региональному развитию

«Комстар – Объединенные телесистемы»

оператор фиксированной связи. Выручка (2006 г.) – $1,12 млрд. OIBDA – $428,6 млн. Чистая прибыль – $178,1 млн. Акционеры – АФК «Система» (51%), МГТС (14%), около 35% обращается на Лондонской фондовой бирже в виде глобальных депозитарных расписок.

– Не опоздал ли «Комстар» с выходом в Петербург? Ведь контроль в «Метрокоме» дал бы вам сразу 10% местного рынка.

– Бизнесом заниматься никогда не поздно, если вы знаете, что делать. Мне сложно оценить те планы и эффективность деятельности предыдущей команды «Комстара», но сегодня у нас есть стратегическая цель – стать оператором фиксированной связи в федеральном масштабе, реализовать программу регионального развития.

– На каком этапе выхода на петербургский рынок находится «Комстар»?

– По сути, мы только два месяца назад начали полноценное продвижение на рынок Санкт-Петербурга. Приняты основные административные решения. Но самое главное, что мы уже приступили к активному строительству сети и даже подписали контракты с несколькими новыми клиентами.

– Когда официально запустите сеть?

– В качестве инфраструктурной основы для развития в регионе используется сеть «Астелит» – компании, которую мы приобрели в 2006 г. Ее и будем расширять. Первые результаты этой работы сможем наблюдать к концу 2007 г. Наша цель к этому времени – завершить интеграцию «Астелит» в структуру филиала. Активное строительство узлов доступа сети нового поколения – задача следующего года. По итогам планируем выйти за пределы Центрального и Адмиралтейского районов, где сейчас работаем, и, по скромным прогнозам, охватить собственными кабельными сетями 50% административных районов города. Прокладка оптики в городе затруднена обилием подводных переходов и покрыть весь город за год будет затруднительно, но в партнерстве с другими операторами города к 2009 г. сможем работать на 80% территории Санкт-Петербурга.

– Не планируете ли вы выходить в регионы?

– Мы рассматриваем программу экспансии в регионы Северо-Запада, но, чтобы выходить туда, нужно иметь полноценное и эффективное ядро бизнеса в центре региона.

– Каких инвестиций это потребует?

– На строительство сети и возможную покупку компаний будут потрачены десятки миллионов долларов. Точную сумму, к сожалению, назвать не могу в силу публичного статуса компании.

– Какому пути развития будете отдавать предпочтение в Петербурге – строительству сети или приобретению компаний?

– Мы начали собственное строительство. Хотя рассматриваем и несколько сделок по приобретению компаний. Надеюсь, что об их завершении можно будет объявить уже в начале следующего года.

– Какие компании вам потенциально интересны для поглощения на петербургском рынке?

– Я, разумеется, не могу назвать их до завершения переговоров. Скажу лишь, что это несколько операторов, оказывающих услуги корпоративным клиентам. В них нас устраивает состояние инфраструктуры, структура и объем абонентской базы.

– А домовые сети?

– Домовые сети для нас не представляют особого интереса. Они используют, как правило, примитивные технические средства, работают по не совсем легальным схемам – например, предлагают обмен музыкой и кино без учета интереса правообладателей, у них большой объем работ с наличностью и далеко не всегда белая бухгалтерия. Такие компании создавались «на коленке», а сегодня их кто-то хочет купить, и они сильно завышают цены.

– Насколько завышены цены на эти компании?

– При клиентском ARPU $8–9 предлагают покупателям от $300 и выше за клиента.

– Но ведь это уже готовые клиенты.

– У домовых сетей не такое прочное положение на рынке и не такие лояльные клиенты, как может показаться. Если крупные операторы, например «Северо-Западный телеком», начнут снижать цены, абоненты домовых сетей начнут переходить к ним. Ведь в ценовой войне домовые сети не конкуренты гигантам. К тому же клиенты-физлица нам не так интересны, как корпоративные клиенты.

– Почему?

– Бизнес-клиенты являются основой клиентской базы «Комстар-ОТС». Они требуют больших единовременных инвестиций (в пересчете на клиента), чем физические лица. Но эти затраты окупаются в более короткие сроки. Сейчас мы не можем предоставить услуги массового спроса, так как для этого у нас нет необходимого технологического ресурса, но избирательную работу с физическими лицами мы проводить будем.

– Летом вы говорили, что к 2010 г. планируете занять 7–8% петербургского рынка телекоммуникационных услуг. Как собираетесь привлекать бизнес-клиентов? «Петерстар», Golden Telecom и «Метроком» контролируют больше 50% рынка. Что вы планируете им противопоставить?

– Не считаю, что рынок телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов уже поделен. Растет средний и мелкий бизнес. Появляются новые услуги. Так, объем услуг традиционной телефонии растет примерно на 5–7% в год, а рынок телематических услуг (доступ в интернет, передача данных, хостинг и т. д.) – более чем на 30%. Поэтому всегда есть место для новых компаний.

– Цены «Комстара» в Петербурге останутся среднерыночными или будете их снижать?

– Мы не стремимся выводить на рынок услуги по демпинговым ценам, но вполне возможно, что тарифы на некоторые услуги будут ниже среднерыночных.

– Насколько ниже?

– Спрос будет определять, снижать или не снижать цену услуги. Мы не первые и не последние, кто использовал и использует более низкие цены для успешного продвижения своих услуг и привлечения новых клиентов.

– На основе каких технологий вы будете строить сеть в Петербурге?

– Существует очень много различных технических решений для подключения клиента, но основной упор мы будем делать на передачу данных на основе пакетной коммутации (IP-технологии). Наиболее востребованные сейчас услуги – телефон, интернет, IP-TV.

38%

телекоммуникационного рынка Петербурга и Ленобласти приходится на фиксированную связь, подсчитала Comnews Research. В прошлом году этот сегмент, обслуживающий 3,7 млн частных и корпоративных абонентов, вырос на 20% до $420 млн. ВЕДОМОСТИ