Экономическое программирование: Второе дыхание


Накануне выборов президента 2000 г., или, как стали говорить позже, имея в виду обновление политических процессов, «нулевого года», над составлением экономической стратегии России работал Центр стратегических разработок. Он не столько собрал штатных мыслителей, сколько скооперировал большинство экспертных сил страны – как государственных, так и частных, что особенно важно, – на обсуждение программных задач эпохи нового президентства. 2008 год не менее значим по объективным обстоятельствам, чем 2000-й. Но он пока не слишком обнадеживает в части стратегического планировании и проектирования.

Это следствие того, что востребованность непредвзятого экономического анализа пока явно оставляет желать лучшего. Тем не менее такой анализ делать необходимо. Нужно заниматься стратегическим программированием. Наш опыт подтверждает, что рано или поздно те или иные идеи будут востребованы. В частности, мы подготовили очередной публичный доклад – Программу социально-экономического развития страны на 2008–2010 гг. Что в ней? Прежде всего попытка сформулировать необходимые стратегические инициативы, абсолютно необходимые для ускорения темпов экономического роста в ближайшие три года и «вдолгую».

Если экономические тезисы, с которыми партии пошли на выборы, декоративны, полны популизма или дискредитировавших себя идей, то у исполнительной власти нет четкости и адекватности оценки состояния экономики. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) и федеральный бюджет на 2008–2010 гг. уже сегодня настолько далеки от реалий, что никак не могут быть надежными программными документами. Главная претензия к упомянутой программе – она не ориентирована на решение самых главных проблем: инфляции, коррупции, инфраструктурных ограничений экономического роста, дефицитности Пенсионного фонда. Необходимость появления новой программы предопределяется и тем, что принятый трехлетний бюджет на 2008–2010 гг. уже сегодня представляется совершенно нереалистичным. Во-первых, исходили из того, что цена на нефть будут снижаться с $55 за баррель в 2007 г. до $50 за баррель в 2010 г., а она уже сегодня под $100 за баррель. Во-вторых, твердая убежденность в 8%-ной инфляции в 2007 г. позволяла уже в 2008 г. надеяться на 7%. Очевидно, что таким надеждам не суждено сбыться. А ведь сколько раз повторялось заклинание: «Предсказуемость бюджетной политики сильно возрастет»!

Проблемный подход

Ранжировать экономические проблемы сегодняшнего дня вряд ли представляется целесообразным. И тем не менее начнем с инфляции. Осенний всплеск инфляции – это не просто досадная неприятность. Это доказательство глубокой порочности проводимой антиинфляционной политики.

О таком важнейшем факторе, как уровень конкуренции, в плане его влияния на инфляцию просто забыли. Доказательство – борьба с административными барьерами в форме единовременной кампании в начале 2000-х гг., не имевшая значимых результатов. Отсюда вывод: необходимо принятие дополнительных мер по развитию конкуренции. Кроме того, требуется ввести институт антиинфляционной экспертизы принимаемых законопроектов и иных нормативных актов, директивное государственное тарифообразование в сферах естественных монополий должно быть заменено рыночными механизмами регулирования, требуется совершенствовать методику расчета показателей инфляции и т. д.

Коррупция – еще одна острейшая проблема. Интересная у нас получилась административная реформа, в результате которой уровень коррупции резко возрос. Причем это признается всеми – и исследовательскими организациями, и чиновниками самого высокого ранга, и президентом. Стратегический подход в борьбе с этой заразой должен заключаться в том, что необходимо сконцентрировать усилия на максимальном недопущении коррупционеров на высшие должности госслужбы. Особый режим открытости должен быть установлен для чиновников, назначение (представление) на должность и освобождение (представление для освобождения) от должности которых осуществляется президентом или правительством. Эти госслужащие должны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только в отношении себя, как заведено сейчас, но и в отношении супруги и детей. Следует также ввести уголовную ответственность юридических лиц за коррупцию, как это предусмотрено Конвенцией Совета Европы, которую Россия ратифицировала в июле 2006 г.

Инфраструктурные ограничения экономического роста – проблема, появлением которой мы обязаны политике перевода природных ресурсов страны в финансовые. Цена вопроса – 5–10% прироста ВВП в год.

Что касается нарастающей дефицитности Пенсионного фонда Российской Федерации, то надо признать: это следствие системных недостатков нынешней организации пенсионного обеспечения граждан. Никакими дополнительными источниками финансирования проблемы системного характера не решаются.

Разделение пенсии на базовую, страховую и накопительную части носит в известной мере условный характер. Деление в принципе должно быть на часть, которая не зависит от уровня заработной платы и стажа и, соответственно, от величины выплат в пенсионную систему, и на часть, которая учитывает все это. Следовательно, должно быть две части: социальная (базовая) и накопительная. Значит, необходим отказ от страховой части пенсии. Реализация страховых принципов в пенсионном обеспечении является очень спорным мероприятием. Любая страховая система может успешно функционировать только в том случае, если страховые взносы платят все, а страховой случай (и, следовательно, необходимость страховых выплат) наступает далеко не для каждого. Но в нынешней страховой пенсионной системе, условно говоря, страховой случай наступает для каждого. Такая система не может быть финансово самодостаточной.

От нацпроектов к национальным приоритетам

Нынешняя идеология нацпроектов представляется в корне неверной. Коротко ее можно сформулировать так: нацпроекты – это своеобразная форма возврата долгов. Вот задолжало государство, к примеру, здравоохранению и решило рассчитаться с ним через поставки медицинского диагностического оборудования, закупку машин «скорой помощи», строительство высокотехнологичных медицинских центров и т. п. Сколько государство задолжало, оно, естественно, само решит. Точно так же оно само определится и с тем, когда можно будет считать, что долги возвращены.

С подобным подходом категорически нельзя соглашаться. Значимость таких сфер, как здравоохранение и образование, настолько велика и накопившихся проблем столь много, что требуется качественно иной подход для изменения ситуации в них.

Нацпроекты, как что-то временное и конъюнктурное, пусть и со значительным объемом выделяемых средств, должны уступить место долгосрочным национальным приоритетам. Это цели национального уровня, которые должны быть достигнуты в результате реализации национальных приоритетов. К примеру, по национальному приоритету «Здоровье» цель может быть сформулирована следующим образом: достижение средней продолжительности жизни не ниже уровня стран Европейского союза (76 лет для мужчин и 82 года для женщин).

После формулирования целей требуется развитие технологии программно-целевого программирования. Не все нынешние нацпроекты могут претендовать на статус национальных приоритетов. Требуется определить долгосрочные национальные приоритеты исходя из следующих критериев: самая важная проблема, самое значимое потенциальное конкурентное преимущество, самая ресурсоемкая сфера приложение усилий государства. Отсюда и перечень приоритетов: здоровье, образование, инфраструктура.

В общем, необходимо сделать столько, что это должна быть действительно новая среднесрочная программа социально-экономического развития страны. Программа, реализация которой позволит сделать рост экономики высоким и качественным. ФБК назвала свой документ «Второе дыхание». Что имели в виду? Россия далеко не аутсайдер, но чтобы сохранить полученные преимущества и остаться лидером на длинной дистанции, ее экономике сегодня необходимо второе дыхание.