Душевное равновесие: Всегда вовремя


Елена Васильевна, доцент некоего института, уважаемый человек на кафедре, любимый студентами преподаватель, обратилась ко мне с простой, на первый взгляд технической проблемой – опозданий на работу.

– Взрослый вроде человек, – рассказывала она, – а никак не могу на утреннюю пару прийти вовремя, всегда опаздываю минут на десять.

Я про себя запомнил это «всегда» и попробовал выяснить, как организовано утреннее время Елены Васильевны. Оказалось, ничего такого, что невозможно было бы сделать и выехать на десять минут раньше. Тайна постоянных опозданий явно лежала не здесь. Тогда я стал расспрашивать, как выглядит само опоздание, как смотрят на него студенты.

– Студенты смотрят нормально. Они как раз успели устроиться, опаздывающие тоже вошли и сели, все готовы к лекции.

– А случалось, чтобы вы нечаянно приходили вовремя?

– Случалось, и не могу сказать, чтобы это мне нравилось. Все равно начать нельзя, потому что студенты шумно рассаживаются, понятно, что ближайшие десять минут будут приходить другие, внимания к лекции не будет, а я люблю начинать с самого важного, и тем, кто этого не услышал, будет трудно включиться в процесс. Так что мне приходилось выжидать минут десять, при этом я не знала, куда себя деть.

– Так может быть, вы не опаздываете к звонку, а приходите «стратегически» правильно?

С тех пор я имел не один случай убедиться, что так часто бывает. На поверхности сознания человек полагает, что нужно приходить «по звонку», но внутри себя, не всегда сознавая это, опирается на другую стратегию. Люди, как правило, не опаздывают, а приходят, когда на самом деле считают нужным, хотя бы это «самое дело» и отличалось от «официальной версии».

Читатель может возразить, что Елене Васильевне нужно было бы приучить студентов приходить заранее и т. п. Может, и верно – но это вопрос крупномасштабного изменения стратегии, что потребовало бы не только приходов по звонку, но и других мер, в том числе, как принято говорить, непопулярных. Нужно ли это в данном случае – вопрос другой, к мнимым опозданиям отношения не имеющий.

Елена Васильевна действительно человек взрослый и точно приспособилась к ситуации. А вот тоже взрослый – по видимости – сорокалетний инженер мне рассказывал:

– Когда начальство в очередной раз начало «борьбу за дисциплину» и директор и его замы каждый день по очереди утром вставали у проходной, во мне внутренне все вскипело. Конечно, не хотелось нарываться на неприятности, но я просто не мог заставить себя угождать этим придуркам, которые рассчитывают таким смешным образом повысить производительность нашего унылого труда. И, опаздывая ровно на две минуты (с третьей минуты опаздывающих начинали значимо штрафовать), я проходил мимо надсмотрщиков, гордо глядя им в лицо. Такая вот точность.