Испытания не закончены

Sukhoi Superjet 100 в 2007 г. уже не взлетит. Причина – в задержке испытаний деталей самолета

«Аэрофлот» – стартовый клиент ГСС (твердый контракт на 30 SSJ100) – должен получить первый самолет в ноябре будущего года. «Мы ждем SSJ100 в срок», – говорит заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков. Штраф за опоздание каждого лайнера – до $1,5 млн. Для клиентов сроки поставок пока не изменены, отмечает Каюкова. Гендиректор Infomost Борис Рыбак не видит ничего критичного в том, что проект SSJ100 сдвинулся на 4–5 месяцев. Airbus задержал выпуск A380 на два года, а Boeing – В787 Dreamliner на год, напоминает эксперт.

«ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО»

Авиастроительная компания. Создана в 2000 г. для реализации проекта Sukhoi Superjet 100. Партнеры – Boeing, Alenia Aeronautica, Snecma. Стоимость проекта – $1,4 млрд. ВЛАДЕЛЬЦЫ – 100% принадлежит АХК «Сухой». ВЫРУЧКА – $338 000 (1-е полугодие 2007 г., МСФО). ЧИСТЫЙ УБЫТОК – $1,38 млн.

«Я даже не сомневаюсь, что до конца года SSJ100 встанет на крыло», – заявил на выкатке самолета в сентябре первый вице-премьер Сергей Иванов. Но трех месяцев оказалось недостаточно. Вчера представитель компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Ольга Каюкова сообщила «Ведомостям» о корректировке сроков первого полета SSJ100. Дату она не уточнила. SSJ100 полетит в феврале будущего года, надеется источник в ГСС. Инженер одного из научных центров, задействованных в программе испытаний, полагает, что это случится не раньше весны. По словам Каюковой, временные сдвиги в программе SSJ100 находятся в пределах «индустриальной нормы» – 4–5 месяцев. В проекте, где задействовано несколько ведущих международных компаний, накладки неизбежны, уверяет она, а жесткая дата первого полета является ориентиром для партнеров и поставщиков, чтобы держать их в тонусе. Причины задержки Каюкова не называет. А инженер, участвующий в испытаниях, говорит, что ею стала двухмесячная задержка летных испытаний двигателя SaM146 для SSJ100 (разработан Snecma и НПО «Сатурн»). Они начались в декабре вместо октября. Задержка произошла по вине подрядчика испытаний – Летно-исследовательского института им. Громова (ЛИИ), считает гендиректор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин: [инфраструктура] ЛИИ находится в сложном состоянии. Начальник ЛИИ Евгений Горбунов не согласен: программа испытаний идет по графику, она детально обговорена с заказчиком – компанией Snecma, а с ее стороны никаких нареканий нет. Но задержка произошла не только из-за двигателей. Еще не завершены испытания планера самолета, не все детали фюзеляжа подходят друг другу – в частности, неплотно закрывается дверь, перечисляет участник испытаний.