Окно в Россию

Крепнущая российская экономика и растущий интерес иностранных управленцев к работе в странах BRIC подтолкнули российские бизнес-школы к созданию совместных программ с западными школами. Получив иностранных преподавателей и студентов, российские школы надеются повысить свой уровень и статус

HEC-Paris

Высшая коммерческая школа Парижа. создана в 1881 г., развивает весь спектр дипломных программ бизнес-образования – от базовых студенческих до ЕМВА и PhD. В рейтингах FT программы школы занимают высокие места, в том числе магистерская программа по менеджменту – 1-е место. в 2007 г. в глобальном рейтинге FT по очным программам МВА находится на 18-м месте.

Высшая школа менеджмента

СПбГУ. создана в 2007 г. в рамках национального проекта «Образование» на базе факультета менеджмента СПбГУ (открыт в 1993 г. в партнерстве со Школой бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в г. Беркли). Программы магистратуры и бакалавриата прошли международные аккредитации. Не имеет full-time MBA-программы. 2007 г. соглашение о создании EMBA программы с HEC-Paris.

Высшая школа менеджмента СПбГУ договорилась о создании совместной Executive MBA программы с французской HEC-Paris, входящей в число лучших бизнес-школ Европы (18-е место в рэнкинге FT 2008). Занятия начнутся в октябре 2008 г., рассказал «Ведомостям» декан ВШМ СПбГУ Валерий Катькало. Программа рассчитана на 20 месяцев и будет организована на основе модулей, из которых около половины пройдет в Санкт-Петербурге, значительная часть – в Париже и по выездному модулю – в США и Китае. Обучение будет вестись на английском языке профессорами обеих школ, а также других ведущих бизнес-школ мира и России. По итогам обучения слушатели получат два диплома – HEC-Paris и ВШМ СПбГУ. Жан-Марк де Лерснедер, академический директор программ EMBA HEC-Paris, объяснил это равным вкладом бизнес-школ в программу.

У HEC-Paris уже есть совместная программа TRIUM Global Executive MBA Program с LSE и Stern (New York University). В рэнкинге FT EMBA-программ 2007 г. она заняла 2-е место и стоит 116 900 евро. Стоимость российской программы пока обсуждается. Катькало полагает, что она будет выше, чем у существующих сейчас на нашем рынке.

В первую группу предполагается набрать 30–35 человек, где около четверти могут составить иностранцы.

С помощью этого проекта декан ВШМ рассчитывает создать сильный бренд на международном рынке, для чего на весну запланирована рекламная кампания в ведущих мировых изданиях. «Россия относится к одной из стран BRIC, HEC-Paris является одной из ведущих школ Европы, вместе эти два компонента могут предоставить интересные возможности по созданию нового предложения на мировом рынке EMBA-программ», – уверен Валерий Катькало.

Долгие сборы

До подписания договора в конце декабря 2007 г. бизнес-школы более четырех лет сотрудничали в области научных исследований, обменивались преподавателями и студентами (в прошлом году, по словам Катькало, 10 студентов HEC-Paris прослушали курсы в ВШМ СПбГУ и наоборот).

HEC-Paris заинтересована в выходе на новые рынки и ВШМ кажется ей подходящим партнером в России – она ориентирована на интернациональные связи, имеет международные факультеты, планирует выходить на мировой уровень, сказал де Лерснедер.

В 2006 г. ВШМ единственным представителем от России была принята в члены Сообщества европейских школ менеджмента (CEMS). С 1999 г. факультет менеджмента СПбГУ (на его базе в 2007 г. в рамках нацпроекта «Образование» была создана ВШМ) участвует в системе взаимного признания образовательных зачетных единиц (ECTS).

Студент миланской SDA Bocconi School of Management Джоджио Ронка с сентября по январь слушал несколько курсов в СПбГУ. «Россия – очень динамично развивающийся рынок, и мне было интересно посмотреть на страну, – говорит он. – В январе я сдал сессию, мне все очень понравилось, учиться здесь было немного легче, чем в Милане, – меньше индивидуальных практических заданий».

Всего в прошлом году более 100 студентов из 26 ведущих школ Европы прослушали семестровые курсы в Санкт-Петербурге. «Сегодня мы создали тот потенциал, который узнаваем, позволяет нам говорить на одном языке с такими школами, как HEC-Paris», – считает Катькало.

Приманка BRIC

По мнению Деллы Бредшоу, редактора отдела «Бизнес-образование» газеты Financial Times, HEC-Paris достаточно опытная бизнес-школа в вопросе совместных программ, а популярность совместных EMBA-программ растет, поэтому ее союз с российской школой может быть интересен для слушателей.

В первой десятке рэнкинга FT лучших EMBA-программ мира около половины – совместные, модули которых проходят в одной из стран BRIC. Это говорит о том, что монопрограммы в последнее время испытывают определенное давление со стороны глобального вызова, считает Зоя Зайцева, менеджер по Восточной Европе QS World MBA. Однако ожидания ВШМ в отношении иностранцев – 25–30% слушателей – она считает завышенными. С одной стороны, в России оптимальное сочетание зарплаты, налогов и карьерных перспектив, с другой – опасения по поводу нестабильности в стране по-прежнему сохраняются, говорит она.

Согласно исследованию компании Hill and Knowlton, среди регионов, где хотели бы работать выпускники MBA, Россия стоит на предпоследнем месте, ниже Восточной Европы и Ближнего Востока, но выше Африки.

Из числа уже существующих в России EMBA лучшей по версии FT является российская программа Стокгольмской школы экономики (55-е место в рейтинге программ EMBA FT 2007). Она стоит 24 900 евро, преподавание ведется на английском языке, почти половина (восемь из 15) учебных модулей проводится в Санкт-Петербурге. Иностранные студенты есть в каждой группе и интерес к программе новых студентов стабилен, рассказала Анна Измайлова, менеджер по маркетингу и внешним связям школы. По ее прогнозу, существует большая вероятность того, что программа HEC-Paris – ВШМ СПбГУ будет пользоваться успехом, поскольку в России уже сформировался спрос на EMBA и он постоянно растет.

Всего, по оценке Begin Group, каждый пятый слушатель бизнес-школы в России, или примерно 500 человек, учится по программе EMBA. В 2003 г. в Москве и Санкт-Петербурге таких программ было всего три, а сейчас уже 12, их стоимость возросла до $7000–33 000.