Пристроить друга

Работодатели все чаще просят как собственных сотрудников, так и совершенно посторонних людей порекомендовать на сущест-вующие вакансии квалифицированных кандидатов. Эксперты сомневаются в эффективности подобных программ

Алексей Горбань начал подыскивать новую работу в начале августа прошлого года. Горбань уже собирался обращаться в кадровое агентство, когда его давний товарищ и когда-то коллега, менеджер по работе с клиентами в секторе транспорта компании SAP СНГ Михаил Сафаров, рассказал ему о вакансии в SAP. «Михаил вкратце обрисовал мне условия работы в компании, и я переслал ему свое резюме», – рассказывает Горбань. Так он стал участником программы «Таланты притягивают таланты». Сафаров переслал резюме друга в отдел персонала. Уже в конце августа Горбань был принят на работу в SAP на должность менеджера программ. Сафаров же не только помог товарищу, но и получил материальное вознаграждение.

Заметная доля

В российском офисе SAP программа привлечения новичков по рекомендациям сотрудников работает с начала 2007 г., рассказала представитель компании Анна Ганеева. «Все штатные сотрудники получают информацию о вакансиях и могут порекомендовать своих знакомых. Если кандидат подойдет, то его рекомендатель получит вознаграждение – его размер зависит от сложности позиции, но обычно сопоставим с месячным окладом сотрудника», – говорит Ганеева. По ее словам, таким образом в российском SAP закрывается до 50% вакансий, а их в компании до 150 в год.

Похожая система действует и в компании Luxoft, но рекомендации принимаются не только от сотрудников компании, но и от всех желающих. Процедура описана на сайте компании, рекомендателю, если его кандидат будет принят на работу, выплачивается бонус в размере $300. «Доля внешних участников программы примерно 15–20%. Рекомендации сотрудников и людей со стороны помогли в прошлом году закрыть 32% вакансий, преимущественно инженерных специальностей и менеджеров среднего звена», – рассказывает начальник отдела регионального рекрутмента Юлия Бурова.

Найти рекомендателя

В силу рекомендаций поверили не только компании, но и предприниматели. Ярославская рекрутинговая компания «Универсальный сервис» в августе 2007 г. открыла сайт job24.ru. По идее создателей на нем работодатели и рекрутеры будут размещать актуальные вакансии и информировать всех желающих о гонораре, который получит успешный рекомендатель (от 20% месячного оклада сотрудника). Услуги сайта обойдутся работодателю в четверть этого гонорара. При этом максимальный гонорар, который может получить рекомендатель через сайт job24.ru, сейчас равен 20 000 руб.

Пока работодатели и рекрутеры относятся к сервису со скепсисом, жалуется заместитель директора агентства Виктор Петренко: за пять месяцев по этой схеме были закрыты 24 вакансии. В самом «Универсальном сервисе» с помощью рекомендателей удается закрыть лишь каждую десятую вакансию, утверждает Петренко. «Чаще всего рекомендателями выступают действующие кадровики», – говорит он.

С ресурсом пробовала работать, в частности, Верхневолжская лизинговая компания. «Мы разместили там две вакансии лизинговых экспертов, но не получили в ответ ни одной рекомендации», – рассказывает директор компании Андрей Кривоносов.

Щедрее не значит эффективнее

Компания FРroject, владеющая сайтом funkyjob.ru (открылся в конце декабря), щедрее. Она предлагает успешным рекомендателям гонорары от 1000 до 2500 евро, говорит директор по развитию бизнеса FРroject Марк Шерман.

С funkyjob.ru пытается работать компания «Мир книги». «Мы разместили четыре вакансии, получили семь рекомендаций, но пока на работу никого не взяли», – рассказывает директор по персоналу компании Петр Коршунов. «Обычно рекомендуют тех, с кем находятся в дружеских отношениях или кого хорошо знают по предыдущей работе. Но в новом коллективе человек может вести себя по-другому», – полагает он.

Недоволен такой практикой и директор по персоналу компании Upeco Владимир Монич. «За два месяца мы просмотрели восемь человек, рекомендованных на позицию мерчандайзера. Никто не подошел», – говорит Монич. Виновата субъективность рекомендателей: они убеждены, что их кандидаты подойдут. Но на практике оказывается, что рекомендованные требованиям компании не соответствуют.