Пластмассовая Россия

Кнопки для одежды, автомобиль с кузовом из пластиковых панелей, пресс-формы, одноразовая посуда – все это в разное время производила и производит компания Ильи Антонова «Техоснастка», оборот которой в 2007 г. достиг 100 млн руб.

«К 1988 г. я дорос до замдиректора НИИ токсичности двигателей, – вспоминает Антонов. – Но тут институты стали разваливаться. Я создал кооперативную научно-производственную фирму (КНПФ) и начал выполнять исследования для прежних заказчиков – заводов. Понял, что на одной науке не проживешь, и запустил производство пресс-форм и изделий из пластика. Станок мы купили в складчину с другом примерно за две мои зарплаты (около 800 руб.) и потом везли его на прицепе из Мытищ».

Первым бытовым проектом «Техоснастки» стали кнопки для одежды, которые в России до тех пор никто не производил. «Бешеный был бизнес, – признается Антонов. – Себестоимость кнопки меньше 2 коп., а продавали мы их по 25 коп. за штуку. То было время шальных прибылей и потерь. Например, мы поставили в Комсомольск-на-Амуре 3 млн кнопок, а там случилось наводнение, запретили выплаты из края, и мы ничего не получили».

Контрабандные станки

После кнопок «Техоснастка» начала работать на автопром. «Я знал руководителей АЗЛК и ГАЗа, они знали меня, было несложно наладить сотрудничество», – объясняет Антонов. В середине 90-х в компании появилось уникальное для тогдашней России оборудование. «В начале 90-х один из вице-президентов компании General Electric приезжал в Россию для знакомства с местными бизнесменами и пригласил нас в Детройт на производство. Там я впервые увидел оборудование для газового литья и захотел его купить. Но госдепартамент США запретил вывоз. Тогда через швейцарское отделение банка я купил такое же оборудование у британской компании Gas Injection Technology Factor. Ввозили мы его полулегально через Германию. Когда англичане поняли, что их оборудование идет в Россию, они отказали нам в документации. Мы получили только железки, но сами их освоили и даже запатентовали метод газового литья в России. Я думал, к нам выстроится очередь автопроизводителей, но случился 98-й

год. Заводы расплачивались автомобилями. Чтобы их перегонять, пришлось завести службу безопасности, я купил пистолет Макарова. Бандиты на нас нападали, но передергивание затвора решало все вопросы».

Улетевшая «Пчелка»

Перед дефолтом 1998 г. оборот компании составил $8 млн. «В конце 90-х у нас появилась идея автомобиля с кузовом из легко заменяемых пластиковых панелей», – рассказывает бизнесмен. Машинка, созданная на базе мотоколяски завода «Автоагрегат» (Кинешма), была выпущена ограниченным тиражом под именем «Пчелка» и в 1999 г. получила Гран-при на Московском международном автосалоне. Но в 2002 г. проект был закрыт из-за отсутствия средств. «Мне тяжело об этом говорить, – признается бывший директор «Автоагрегата» Валерий Смышляев. – Это была идея мини-автомобиля для сельской местности и для инвалидов. Мы рассчитывали на поддержку Министерства труда и социального развития, но большинство льгот для инвалидов тогда отменили, и нам отказали». «Но идея жива, – добавляет Антонов. – Выпущенный индийской компанией Tata Motors автомобиль Tata Nano является практически полной копией нашей «Пчелки». Мы не в претензии».

В сторону быта

30% продукции «Техоснастки» – это пресс-формы, остальное – изделия из пластмассы. 10 лет назад бытовой сегмент составлял 10% от всего пластикового направления, а сейчас в зависимости от сезона доходит до 60%. В ассортиментной линейке больше 1000 наименований: посуда, наборы для пикника, дачи и огорода, стеллажи и т. д. Диапазон цен – от 3 руб. за стаканчик до 2500 руб. за этажерку. Продукция через оптовые компании поставляется в магазины России и СНГ. «Оптовая цена примерно в два раза ниже розничной. У нас невеликая прибыль, а нашу рентабельность я оцениваю в 15%», – говорит Антонов. «Доставка добавляет 20% цены к стоимости продукции, наша наценка – еще 20%, магазины прибавляют еще около 50%. Совокупно действительно получается около 100%», – объясняет бухгалтер оптовой компании «Сибтор» (Новосибирск) Лариса Воронова.

Недоконкурент

«Конкурентов у нас хватает, главный – Китай, – заявляет Антонов. – Европа защищается с помощью въездных пошлин, а к нам в страну китайский товар можно завезти вчерную. И сырье в Китае в два раза дешевле, чем в России». «Китайская продукция не может конкурировать с изделиями «Техоснастки», – возражает заместитель директора оптово-розничной компании «Диалог-Гомель» (Белоруссия) Галина Довгалева. – У них отменное качество. Покупатели сейчас заботятся о своем здоровье и не хотят покупать несертифицированный товар». «До 1990 г. 80% пластиковых изделий в России были импортного производства, – комментирует директор компании «Полимербыт» Ольга Пузанова, – сейчас не больше 20%. Рынок бытового пластика пока большой». «В России мало производителей пресс-форм», – говорит главный конструктор компании «АБ универсал» Владимир Дувидзон.

В начале пути

По мнению Пузановой, российский рынок пластиковых изделий будет развиваться по пути импортозамещения, создания более современных пресс-форм и изделий. «Пластик всегда будет пользоваться устойчивым спросом», – убеждена Воронова. «У российского производства изделий из пластмассы колоссальные перспективы, – вторит Дувидзон. – У нас годовое потребление пластмассы на душу населения – 20 кг, в развитых странах – 80 кг. Все производства тяготеют к источникам сырья, т. е. к нефти и газу. Рано или поздно производство пластиковых изделий из Китая и Европы будет перенесено в Россию». «В мире идет процесс замещения деревянных и металлических изделий на пластиковые, – соглашается Антонов, – и наша страна в начале этого пути».