Война перетяжкам

Смольный возобновил демонтажи рекламоносителей. До конца апреля чиновники обещают ликвидировать около 300 рекламных перетяжек, 185 из них уже сняты
Е.Кузьмина

Хроника борьбы. Апрель 2007 г.

Демонтировано около 20 крупноформатных конструкций и 51 перетяжка.

Май 2007 г.

Первые судебные иски рекламистов. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что из города исчезнет вся реклама больше щитов 3 х 6 м.

Июль 2007 г.

Арбитраж Петербурга и ЛО удовлетворил несколько исков рекламистов к Смольному.

Октябрь 2007 г.

Некоторые конструкции в центре остаются до истечения срока договоров, вместо демонтированных компании получают места на окраинах.

Началась вторая волна демонтажей рекламы. Директор ГУ «Городская реклама и информация» (ГУ ГРиИ) Андрей Соловьев уточняет, что в марте с улиц Северной столицы исчезло 185 перетяжек, около 130 перетяжек осталось. Они расположены преимущественно на Васильевском острове и в Адмиралтейском районе.

До конца апреля городская администрация силами ГУ ГРиИ снимет все оставшиеся в центре рекламоносители этого типа, рассказала «Ведомостям» председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Алла Манилова. Затраты Смольного на демонтажи этих рекламоносителей, по словам Соловьева, составляют около 4 млн руб.

Весной прошлого года чиновники уже ликвидировали больше 100 перетяжек. Вне пределов городского центра есть еще около 250 перетяжек, которые прекратят свое существование до конца года, говорит он.

Гендиректора крупных игроков сегмента перетяжек – «Руана» (около 80 носителей) Игорь Ананских и «Постера» (около 80 конструкций) Кирилл Опарин подтвердили начало демонтажей. Директор лидера этого сегмента – PVG-Outdoor (около 100 перетяжек) Константин Жирмундский отказался от комментариев.

За размещение рекламы над одной из улиц компании платят от $2000 до $8000 в месяц, в зависимости от расположения. На этот сегмент приходится около 10% рекламного рынка, объем которого с учетом транспорта и метро оценивается в $175 млн, говорит гендиректор исследовательской компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин.

Перетяжки демонтируются, поскольку у рекламистов нет разрешений на их установку, объясняет Соловьев. Такие документы выдает его учреждение. Для размещения банера рекламистам надо также заручиться разрешением собственника здания. Ни на одну перетяжку рекламисты всех документов не получили, утверждает он. Это подтверждает на условиях анонимности руководитель одной из компаний. К тому же, добавляет чиновник, город принял политическое решение полностью отказаться от этого вида рекламоносителей. «Эти рекламоносители – вне закона в Петербурге», – подтверждает Манилова. По ее словам, иногда владельцы перетяжек идут навстречу городу и сами демонтируют эти рекламоносители. Это делает в основном PVG, уточняет Соловьев.

Петербургские рекламисты уже оспаривали демонтажи своих конструкций. В прошлом году Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск «Постера», признав законными рекламные щиты, установленные раньше июля 2006 г. без административных разрешений (см. врез). Но с перетяжками ситуация сложнее, говорит руководитель одной из компаний. Договориться с собственниками всех квартир в жилом доме практически невозможно, объясняет он.

А партнер Baker & McKenzie Иван Смирнов считает, что у рекламных компаний есть шанс отстоять хотя бы часть своих конструкций – ту, которая была установлена до 1 июля 2006 г. Юрист отмечает, что согласно поправкам к закону «О рекламе» такие рекламоносители могут использоваться без административных разрешений еще пять лет. «А доказать наличие договорных отношений с владельцами зданий можно и в суде. Одним из доказательств могут послужить бумаги, подтверждающие перевод средств жителям дома», – рассуждает он.

Рекламодатели готовятся к переменам. «Перетяжки – эффективный рекламный инструмент только летом, в остальные времена года контакт с аудиторией не гарантирован из-за плохой освещенности улиц», – считает бренд-менеджер по Петербургу автодилера «Атлант-М» Наталья Грачева. Автодилеры использовали растяжки для рекламы, но в их отсутствие предпочтут более эффективные способы – например, специализированные журналы, считает она.