SSJ не взлетает

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров признал, что поставки лайнера Sukhoi SuperJet могут задержаться. Если это произойдет, первому заказчику – «Аэрофлоту» придется дольше летать на Ту-154
Д. Гришкин

Сроки по поставкам самолета [Sukhoi SuperJet] очень напряженные, не исключаю, что они могут быть сдвинуты», – заявил вчера Федоров (цитата по «Интерфаксу»). Вероятно, что первому заказчику – «Аэрофлоту» самолет будет поставлен позже установленного срока, отметил он.

Это будет неадекватная замена, говорит аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго: если SSJ должен потреблять 1,7 т топлива в час, то Boeing-737 – 2,5 т, а Ту-154 – 5,7 т. К тому же в Boeing 120–130 мест, а в Ту-154 150 кресел.

«Гражданские самолеты Сухого»

Авиастроительная компания. Создана в 2000 г. для реализации проекта Sukhoi SuperJet 100. Партнеры – Boeing, Alenia Aeronautica, Snecma. Стоимость проекта – $1,4 млрд. ВЫРУЧКА – $338 000 (1-е полугодие 2007 г., МСФО). ЧИСТЫЙ УБЫТОК – $1,38 млн. ВЛАДЕЛЬЦЫ – 100% принадлежит АХК «Сухой».

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, входит в ОАК) торжественно выкатила 95-местный SSJ100 в конце прошлого года. Посмотреть на него в Комсомольск-на-Амуре слетелись первый вице-премьер Сергей Иванов, министры Игорь Левитин, Виктор Христенко, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов и др.

«Я даже не сомневаюсь, что до конца года SSJ100 встанет на крыло», – сказал тогда Иванов. Но поднять SSJ в воздух в срок не удалось, в феврале были запущены двигатели, а сейчас ГСС продолжает готовить SSJ к летным испытаниям. «Мы работаем в напряженном графике, чтобы выполнить наши обязательства перед стартовым заказчиком в рамках контракта», – говорит представитель ГСС Ольга Каюкова. По ее словам, сертификационные испытания будут проходить сразу четыре самолета, один из которых уже почти готов, два на завершающем этапе сборки и еще один проходит агрегатную сборку.

Источник в «Сухом» говорит, что причина задержки первого полета SSJ техническая и связана с отладкой систем самолета. Собеседник «Ведомостей» надеется, что в течение месяца лайнер все-таки будет поднят в воздух. Представитель компании прогнозов не дает.

ГСС уже набрала твердые контракты на 73 SSJ (см. таблицу). Счастливым обладателем первого самолета станет «Аэрофлот» – он должен получить самолет в ноябре этого года, поставка еще одного лайнера запланирована на декабрь. В контракте предусмотрены штрафы за срыв поставок лайнеров, говорил гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Максимальная сумма – $1,5 млн за каждый задержанный лайнер, раскрыла ГСС в отчете за 2006 г. Но в ОАК надеются, что до этого не дойдет. «Думаю, что обойдется без штрафов», – заметил вчера Федоров. Источник, близкий к ОАК, уточняет, что выплата штрафов предусмотрена только в случае задержки поставки более чем на полгода.

«Аэрофлот» планировал включить SSJ в расписание на 2008–2009 г. По словам замгендиректора авиакомпании Льва Кошлякова, официальных уведомлений о сдвиге сроков поставки «Аэрофлот» не получал и надеется, что они будут соблюдены. Если задержка произойдет, SSJ в маршрутах придется заменять другими лайнерами – например, Boeing-737, которые контрактуют «дочки» «Аэрофлота», или продлевать срок службы Ту-154, отмечает Кошляков.

Второй крупный заказчик – авиакомпания «Красэйр» (15 контрактов и 15 опционов) ждет первый самолет в 2010 г., рассказала руководитель пресс-службы «Эйрюнион» (альянс, в него входит «Красэйр») Юлия Багрышева. В альянсе уверены, что сроки поставки SSJ задерживаться не будут, говорит она.