Весть благая, новость плохая, никто не воскрес

Международная ярмарка «Арт Москва» открылась в 12-й раз и холодно показала дорогое искусство
С. Николаев

Пришедший в Центральный дом художника сразу понимает, что попал на пир буржуазной богемы. Давно лелеемое желание (организаторов и экспертов «Арт Москвы») тотальной респектабельности и чистоты рядов удовлетворено. Куда ни глянь, на стенд любой из 45 галерей-участниц – стильное благолепие, качественный арт-товар от известных производителей на витринах знатных продавцов.

Главные московские галереи построили экспозиции так сдержанно и шикарно, словно взяли за идеал выставку Ларри Гагосяна в Барвихе: там произведения усыпляли воображение, а цены поражали его. Приезжие галереи (их 19) показали и вездесущего Энди Уорхола рядом с редким гостем – Йоргом Иммендорфом (Jiri Svestka Gallery), и актуальных звезд, и пытающихся засветиться.

Отличие между нашими и иностранцами – они пишут ценники. Вот рядом с алюминиевыми изваяниями ракет Филиппа Перрена и агрессивно-гламурными фотографиями Андреса Серрано галерея B&D обозначила соответственно $84 000 и $42 000. Если цена не стоит, она охотно называется: очередная бегущая строка Джени Хольцер продается в Diehl+ Gallery One за $240 000, огромная картина Дзана Хуаня – за $500 000.

А директор «Триумфа» Емельян Захаров гневается, когда спрашивают о деньгах. Его галерея впечатляет «духовкой» – 12 художников во главе с Дэмианом Херстом раскрыли тему «Царь Иудейский», каждый в меру таланта, все – деловито коммерчески.

Другая спекуляция – монотонный некоммерческий «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Новозаветные цитаты – под огромными портретами (перерисованы с газет) персонажей сводок новостей (бандиты, беспризорники, Абрамович, гаишники). В пояснении к этой удручающе слабой работе философ Борис Гройс пишет, что евангельская весть «не сообщает читателю ничего хорошего», ведь «Бог умер, апостолы замучены», поэтому Евангелие есть прообраз современных медиа, которым и плохая новость – благо. После чтения этого шаловливого умствования становится ясно, что не хватает «Арт Москве» чудес, заповедей, молений и благой вести о воскресении искусства из мертвых.

До 18 мая