Русский AIM: Фондовая альтернатива


Альтернативная площадка Лондонской фондовой биржи (LSE) – AIM (Alternative Investment Market) был основан в 1995 г. специально для размещения акций компаний малой и средней капитализации. В 2006 г. AIM, возможно, достиг своего пика более чем с 400 размещениями и с объемом привлеченных средств в размере более $30 млрд. Сейчас на AIM торгуется 1685 компаний более чем из 30 стран мира с общей капитализацией около $200 млрд. От России и СНГ на этой площадке по 21 компании, в основном из ресурсных и добывающих секторов. Самая маленькая компания на AIM стоит тысячи фунтов, самая дорогая – около $3 млрд.

Сегодня, по мнению многих, он является ведущей мировой площадкой для размещения акций компаний малой и средней капитализации, и к ключевому преимуществу можно отнести наличие на AIM около 900 фондов – качественных инвесторов, готовых инвестировать десятки миллиардов долларов долгосрочных ресурсов в быстро растущие перспективные компании со всего мира. Для AIM характерны весьма либеральные требования к системе корпоративного управления, возможность быстрой подготовки к размещению – на интервале всего 3–9 месяцев, разумные затраты и возможность продажи незначительного пакета акций эмитента – от 1%.

Год назад ведущие российские фондовые площадки – ММВБ и РТС – почти одновременно объявили о создании спецсекций для размещения «малых и средних» акций. Обе с весьма либеральными условиями листинга и в теории должны были привлечь внимание десятков потенциальных эмитентов. Однако ожидаемого их наплыва, к сожалению, не произошло, и после пары-тройки размещений тема «русского AIM» была несколько позабыта.

Тем не менее именно сейчас создание условий для IPO компаний малой и средней капитализации стало на порядок более актуальным, чем год назад. Продолжающийся кредитный и долговой кризис поставил многие из небольших российских компаний в сложное положение и сделал крайне важным проведение IPO для финансирования дальнейшего роста.

В военной стратегии есть прием – ворваться на плечах противника. Заменив слово «противник» на «партнер», по нашему мнению, можно сделать «русский AIM» более успешным, cоздав условия для масштабного привлечения в Россию фондов, специализирующихся на инвестициях в акции небольших компаний. Для этого, как ни парадоксально, надо выбрать путь более тесной интеграции российских площадок с AIM. Во-первых, российские биржи могли бы стремиться к заключению соглашения с LSE об упрощенной процедуре допуска на AIM для российских эмитентов, уже торгующихся в России. Во-вторых, можно было бы начать договариваться об условиях для проведения «двойного» IPO на российской площадке и на AIM, что до сего дня еще не было реализовано.

Хочется также верить, что государство не останется в стороне. На всех фондовых площадках мира акции компаний малой и средней капитализации более волатильны, и инвестиции в них по определению связаны с большим риском, чем, скажем, инвестиции в «голубые фишки». Учитывая это, а также значимость для развития экономики страны создания эффективных условий для успешного привлечения капиталов, правительство и законодатель могли бы рассмотреть возможность создания дополнительных стимулов для инвесторов в акции компаний малой и средней капитализации. Например, поскольку это весьма успешно работает на AIM, стоит рассмотреть возможность введения практики льготного налогообложения доходов, полученных инвесторами от вложений в акции компаний малой и средней капитализации (midcaps), прошедших листинг в соответствующих секциях российских бирж. Исходя из критериев AIM в России насчитывается не менее 1200 перспективных midcaps. При создании соответствующих условий по крайней мере 200–300 из них могли бы провести IPO в ближайшие пять лет.

AIM был создан в 1995 г., но по-настоящему, с сотнями размещений в год и приемлемой ликвидностью, площадка заработала только девять лет спустя – в 2004 г. В России вполне возможно и нужно сделать так, чтобы путь «русского AIM» к успеху был несколько короче по времени, чем у его английского аналога.