Пробки на продажу

В июле «Яндекс» станет владельцем компании «Смилинк», специализирующейся на сборе, обработке и предоставлении информации о пробках на дорогах

ООО «Яндекс»

крупнейший поисковик рунета. Основан в 2000 г. Владеет интернет-порталом Yandex.ru, ежедневная аудитория которого в среднем 4–9 млн человек. Владельцы: более 30% акций принадлежит фондам ru-Net Holdings и Baring Vostok Capital Partners, 15% – фонду Tiger Technologies, около 30% – основателям компании и 20% – менеджерам и другим миноритариям (данные компании). Выручка – $167 млн (2007 г., US GAAP).

ООО «Смилинк»

информационное агентство. Основано в 2003 г. на базе проекта, основанного группой компаний «Вессолинк». Штат – более 70 сотрудников. Основная услуга – предоставление информации о дорожной ситуации в Москве и Санкт-Петербурге. Владелец – «Юнайтед телеком». Финансовые показатели не раскрывает.

Первоначально проект «Смилинк» родился в недрах группы компаний «Вессолинк». А пять лет спустя, в 2006 г., заработал проект «Яндекс.Пробки». Для мониторинга ситуации на дорогах «Яндекс» использует информационные системы, построенные «Юнайтед телекомом» (владелец «Вессолинк») для ГИБДД и столичных властей. Смена владельца не скажется на работе «Смилинк» – ее руководителем останется Павел Гольдин, а сотрудники сохранят места, говорится в совместном пресс-релизе «Яндекса» и «Смилинк».

Это приобретение для «Яндекса» – третье за всю его историю. В марте 2007 г. компания приобрела социальную сеть Moikrug.ru, а месяц спустя выкупила 50%-ную долю партнера – петербургской «Алкор пейкеш» – в платежной системе «Яндекс.Деньги». Стоимость этих 50% эксперты оценивали в несколько десятков миллионов долларов, а Moikrug.ru – примерно в $1 млн. В какую сумму обошлась «Смилинк», «Яндекс» не раскрывает. По оценке близкого к участникам сделки источника, это несколько миллионов долларов.

Популярность разделов портала yandex.ru, посвященных онлайн-картам и пробкам, растет быстрее, чем других, говорит директор по связям с общественностью «Яндекса» Михаил Ушаков. В июне прошлого года, по данным компании, раздел «Яндекс.Пробки» просмотрели 1,3 млн посетителей, а в мае 2008 г. – более 2 млн (рост – более 53%). При этом, по оценкам фонда «Общественное мнение», зимой 2007–2008 гг. аудитория рунета превысила уровень аналогичного периода предыдущего года всего на 9%.

«Яндекс.Пробки» – огромный ресурс, по посещаемости и аудитории сопоставимый с «ведущими автомобильными сайтами вроде auto.ru», говорит эксперт «Финама» Леонид Делицын. Покупка «Смилинк» отвечает стратегии «Яндекса»: сначала компания тестирует сервисы, а если они оказываются успешными, покупает, замечает он.