Прилетели!

Рост цен на авиатопливо в России уже привел к тому, что летать за рубеж стало выгоднее, чем по стране. Проведя свой анализ, «Ведомости» выяснили, что способов борьбы с кризисом не так много и основная надежда – тарифы и кошельки пассажиров

В 2008 г. авиакеросин подорожал почти на 42%. По данным ИЦ «Кортес» на 20 июня, его средняя цена по России – 28 705 руб. за тонну ($1216 с налогами). Для сравнения: в Северо-Западной Европе – $1210,7, в Средиземноморье – $1281,7 (без налогов, данные Reuters). Таким образом, на своем топливе стало уже дешевле летать за рубеж: в этом случае компаниям полагается возврат 18% НДС. И заправка в Москве получается дешевле, $1297 за тонну, чем, допустим, в Париже – $1356, удивляется замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. При неполной загрузке командиры берут на борт избыток «своего» керосина, чтобы за рубежом заправляться по минимуму (это так называемая программа «Танкеринг»). На рейсе Москва – Прага – Москва при наличии на A320 топлива на «туда-обратно» (10,5 т) «Аэрофлот» экономит $2000.

Тем не менее топливная составляющая в операционных расходах перевозчиков растет. У «Аэрофлота» – около 40%, у «Трансаэро» – 37,7%, у российского дискаунтера Sky Express – 35%, у US Airways – 31%, у Air France – 24%, у европейского лоукостера Air Berlin – 22%, говорят сотрудники компаний. British Airways ожидает, что в 2008–2009 гг. топливо станет самой большой статьей расходов, которая увеличится с 2 млрд фунтов стерлингов ($3,9 млрд) до 3 млрд ($5,9 млрд), отмечает пресс-секретарь компании. Дискаунтер EasyJet сообщал, что удорожание тонны керосина на $1 увеличивает его расходы на $5 млн.

Затраты «Аэрофлота» на керосин за I полугодие превысили бюджет почти вдвое (на $90 млн), жалуется гендиректор Валерий Окулов. С июня в «Шереметьево» тонна стала дороже на $135 ($1530 со сборами и налогами). К концу года это выльется еще в $73 млн допрасходов. При дальнейшем росте цен «Аэрофлот» рискует за год потерять $100 млн чистой прибыли (в 2007 г. она была $313,4 млн). А British Airways уже заявила, что может и не получить прибыль в этом году при барреле нефти выше $120. Плохие прогнозы и у других перевозчиков.

Не тратить лишнего

У компаний выход один – экономить. Менять старые, топливозатратные самолеты на новые (Ту-154 тратит за час 5,2 т топлива, А320 – 2,6 т); приобретать керосин напрямую у производителей или использовать механизм хеджирования; тщательно контролировать расход топлива в компании. «Аэрофлот» уже избавился от Ту-134 и будет избавляться от Ту-154 и Ил-96. S7 к 2011 г. спишет треть Ту-154, говорит ее финдиректор Илья Александровский.

Что касается топлива, то та же «Ютэйр» уже 80% покупает у «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» и заправляется во всех своих базовых портах. «Аэрофлот» берет его у «Роснефти», «Лукойла», «Сургута» примерно 50% (а всего – 1,2 млн т в год), говорит Кошляков, но

заправляться своим керосином ему можно только в «Шереметьево» и Владивостоке.

И 85% керосина «Аэрофлот» берет именно в «Шереметьево».

«Трансаэро» экономит за счет хеджирования, рассказывает ее замгендиректора Дмитрий Столяров. Перевозчик имеет контракт с ТД «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) с фиксированной ценой. ТОАП в свою очередь получает керосин у ТНК-ВР по цене, привязанной к мировым котировкам, поясняет глава ТОАП Евгений Островский, а все ценовые риски застрахованы в ряде финансовых институтов. Цена для компаний замораживается на 3–6 месяцев, уточняет он. Lufthansa хеджирует 85% керосина, примерно столько же – Air France и British Airways, говорят их представители.

Меры физической экономии топлива понятны. Экипажам предписывается, например, выключать на рулении «лишние» двигатели и совершать его на меньших оборотах турбин. Кроме того, снижают массу самолетов, проводятся целевые ревизии старых судов, чтобы облегчить их. Так, Air France установит в самолетах кресла на 4,5 кг легче прежних. Но за 2007 г. все меры сэкономили «Аэрофлоту» только $17,5 млн (при затратах на топливо $1,023 млрд), отмечает Кошляков.

Пассажиры заплатят

Поэтому главная надежда – на тариф. 10% роста цены керосина делают билет дороже на 4–6%, вычислила гендиректор Sky Express Марина Букалова. «Львиная доля расходов ложится на пассажиров», – не лукавит она. Обычно удается переложить на них 50–90% потерь от цен, отмечает топ-менеджер «Аэрофлота». Его компания уже объявила об увеличении тарифов на 8–10% вместо плановых 5–6%. Российские компании берут пример с иностранных – вводят топливный сбор. Он идет в билете отдельной строкой и призван объяснить пассажиру, почему так дорожают полеты. Сбор компании рассчитывают самостоятельно. Он может сильно отличаться при схожей общей стоимости полета на равные расстояния. Так, у Sky Express билет на рейс Москва – Петербург – Москва при заказе на месяц вперед стоит 4700 руб., из которых 2000 руб. – сбор (данные сайта). У «Трансаэро» при тех же условиях – 5829 руб., но сбор – 962 руб. Austrian Airlines предлагает билет Вена – Милан – Вена (расстояние примерно такое же, как между Москвой и Санкт-Петербургом) за 144 евро (5330 руб.) со сбором 64 евро (2370 руб.). И ни одна из компаний не гарантирует, что эти сборы не вырастут в ближайшее время.