Вектор


Х5 села на «Карусель»

Х5 Retail Group подписала соглашение с Formata Holding BV (управляет сетью гипермаркетов «Карусель») о покупке 100% компании за $940 млн. При этом 25% суммы уплачено в форме GDR на акции X5 (6,98 млн расписок по цене $33,1 за GDR). В сделку вошло 22 работающих гипермаркета «Карусель» (стоимость операционного бизнеса оценена в $914 млн), три гипермаркета, находящихся в процессе строительства, и восемь земельных участков, пригодных для строительства гипермаркетов ($148 млн). Кроме того, Х5 заключила дополнительное соглашение с Андреем Рогачевым, одним из основных акционеров – бенефициаров Formata, о приобретении интеллектуальной собственности, используемой в деятельности сети «Карусель», в том числе и самого бренда ($15 млн). Интеллектуальная собственность стала для Х5 экстра-бонусом, поскольку не входила в опционное соглашение. По словам директора по связям с инвесторами Х5 Анны Каревой, эта покупка была необходима для быстрой интеграции «Карусели» в бизнес Х5. Экстра-бонус от сделки с Х5 может получить и сам Рогачев – Formata заключила договоры на строительство гипермаркетов на вошедших в сделку восьми земельных участках с компаниями, аффилированными с компанией Donson B.V., основным акционером которой является сам Рогачев. В отчетности Formata за 2007 г. говорится, что согласно договорам затраты на пять из восьми гипермаркетов составят $223 млн.

Электрички – регионам

С 2009 г. регионы будут полностью оплачивать расходы РЖД на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, выкупая ее как услугу, говорится в проекте договора, подготовленного РЖД. Пригородные перевозки относятся к «планово-убыточному виду деятельности». Убыток РЖД от них в 2007 г. составил 27,7 млрд руб., в 2008 г. ожидается более 30 млрд руб. Расходы компенсируются за счет прибыли, получаемой от грузовых перевозок.

РЖД пока обсудила идею «продажи пригородных перевозок» только со своими филиалами – Свердловской, Северо-Кавказской, Приволжской, Южно-Уральской и Куйбышевской железными дорогами. Но пока непонятно, откуда регионы будут брать деньги на дотации пригородных перевозок и захотят ли они это делать. Заставить их «подписаться» на новую услугу монополия не в состоянии. А в том, что инициативу поддержат далеко не все, сомневаться не приходится. Ведь подобную идею РЖД вынашивает уже несколько лет. Почему же монополия вновь решила обсудить эту проблему? После 2010 г. РЖД собирается провести IPO. Инвесторам вряд ли понравится компания, теряющая деньги в одном из сегментов своего бизнеса. Но выправить ситуацию РЖД вряд ли сможет в одиночку. Понадобится помощь федеральных властей.

Боевая ничья

Сегодня на годовом собрании акционеров «Полюс золота» решится, кому из двух основных акционеров – «Интерросу» Владимира Потанина или «Онэксиму» Михаила Прохорова – перейдет контроль над компанией. Сейчас фактический контроль у «Онэксима» Михаила Прохорова: он смог отстоять его на собрании в апреле.

Сейчас ситуация вроде бы изменилась. Прохоров вместе с долей в «КМ инвест» продал Потанину около 8% акций «Полюс золота». Так что доли двух акционеров в «Полюс золоте» примерно равны – около 30%. Теперь на расстановку сил в совете могут повлиять миноритарные акционеры. Источник, близкий к «Полюс золоту», рассказал, что из всех держателей ADR (всего их 35%) уже проголосовали владельцы 15% акций. Большая их часть, по словам источника, проголосовала в соответствии с рекомендациями международного консультанта RiskMetrics. Он был за избрание в совет двух независимых директоров: Роберта Бакэна (его выдвинул «Интеррос») и Валерия Брайко («Онэксим»). Сам «Интеррос» собирается проголосовать за двух своих кандидатов и трех независимых – Бакэна, Ассаада Жабре и Патрика Гилфорда. Все выглядит так, будто статус-кво сохранится и после этого собрания. Просто вместо Гилфорда в совет войдет Бакэн. Ведь у «Онэксима» есть еще минимальное преимущество в виде 6,4% квазиказначейских акций. Ими будет голосовать менеджмент в соответствии с рекомендациями RiskMetrics.

Бренд широкого доступа

«Связьинвест» рассматривает возможность расширить сферу использования бренда дочернего оператора междугородной и международной связи «Ростелеком», сообщило интернет-издание Comnews со ссылкой на гендиректора холдинга Александра Киселева. Помимо самого «Ростелекома» этот бренд, возможно, станут использовать и подконтрольные «Связьинвесту» межрегиональные компании местной связи для услуг широкополосного интернет-доступа (ШПД). «Дочки» «Связьинвеста» – крупнейшие участники регионального рынка ШПД: в прошлом году они обслуживали, по оценке iKS-Consulting, примерно 30% всех подключенных к высокоскоростному интернету квартир. Но каждая из них до сих пор работает под отдельным брендом. Переход на единый бренд помог бы этим компаниям успешнее противостоять региональной экспансии новых игроков, таких как «Комстар-ОТС», «Стрим-ТВ», «Корбина телеком», «Транстелеком» и «Акадо». Но «Связьинвест» до сих пор не был замечен в проведении федеральных рекламных кампаний. А без этого в едином бренде нет большого смысла: в регионах, где работают «дочки» холдинга, каждая известна и без того.