Новинки книжных развалов


Гарри Поттер: волшебство бренда

Стивен Браун

М.: Олимп-бизнес, 2008. 272 с.

Когда на страницах книги британца Стивена Брауна вы встретите характерный логотип HP, не путайте его, пожалуйста, с легендарной американской компанией. Речь идет о новом всемирном бренде Harry Potter и о его создательнице, некогда безымянной и в одночасье сказочно разбогатевшей Джоан Роулинг.

Пытаясь пристроить свое детище, ныне переведенное на 61 язык, в том числе исландский, сербо-хорватский, суахили и африкаанс, в 12 лучших изданий Лондона, она, как пишет Браун, везде встречала резкий отказ, а в издательстве Bloomsbury, решившем издать ее труд, свеженазначенный руководитель отдела детской литературы огорошил бедную одинокую женщину язвительным замечанием: «Джо, на детских книжках ты никогда не заработаешь». Знал бы этот горе-менеджер, что через несколько лет Роулинг «превратится в британское национальное достояние». Только в интернете, как выяснил Браун, уже выложены целые романы о Гарри Поттере с участием персонажей из оригинальных книг Роулинг и ныне «насчитывается приблизительно 64 000 дополнений к собранию сочинений о Гарри Поттере».

Вряд ли кто-нибудь из читателей станет спорить с автором о том, что книги о Гарри Поттере – «сочетание блестяще придуманных брендов и новых концепций товаров», а из Роулинг «мог бы выйти прекрасный маркетолог». Достаточно пробежаться по многочисленным примерам, как-то: волшебные зеркала, делающие замечания смотрящему – «Заправь сейчас же рубаху в штаны, неряха»; или часы, которые не просто показывают время – «надписи на циферблате объявляют, например, об опоздании, а стрелки указывают местонахождение и состояние каждого члена семьи («на работе», «в смертельной опасности»)». Нейминг – удовольствие не дешевое. «По сравнению с ужасами, которые маркетинговые специалисты навязывают невинным товарам и организациям, вроде Corus, Capita, Centrica, Carillion, Consignia и др. бренды, созданные Роулинг, явно выигрывают, – усмехается Браун. – Чем «Чистомет-7» хуже «Ситроен ксара»? Спросите себя, разве «Pfizer’s Bextra» идет в какое-то сравнение с эликсиром Баруффио для интеллектуального роста?»

Кстати, в сравнении с уже вышедшими книгами о Джоан Роулинг труд Брауна тоже явно выигрывает, особенно с учетом последней главы «Суперприбыли: рецепт от Гарри Поттера».

Я оттуда выписал несколько замечаний, полезных, как мне кажется, не только издателям, на всех углах кричащим о дефиците авторов, но и всем читателям. «Книжный бизнес – это вам не «сапоги всмятку», как думают всякие серьезные предприниматели, производящие какие-нибудь важные вещи вроде блок-цилиндров или шарикоподшипников, – пишет автор. – Книжная индустрия – парадигма сегодняшней экономики и старейшая из отраслей производства. От того, что собой представляет книжный мир, зависит облик бизнеса ХХI века».