Оружие победы

Качество продукта и опыт персонала – вот что частный бизнес во всем мире считает главным конкурентным преимуществом, выяснила Grant Thornton. В России важнее всего административный ресурс, предупреждают эксперты

Объединение консалтинговых компаний Grant Thornton International (GTI) впервые предложило топ-менеджерам 7800 фирм из 34 стран (включая 250 компаний в России) ранжировать по значимости для бизнеса 10 источников конкурентного преимущества.

Качество – не для Китая

Почти везде – от Ботсваны до США – на 1-е и 2-е места бизнесмены ставят качество продукта и квалификацию персонала. Исключением оказался Китай: там качество считают важным лишь 46% опрошенных. Бизнесмены из Поднебесной не придают решающего значения ни одному из факторов. Максимальный балл в этой стране набрала сила бренда – 48%, а минимальный – международные связи – 30%. Похожая ситуация во многих развитых странах – невысокое значение большинства факторов свидетельствует, что средний бизнес чувствует себя уверенно: у большинства компаний сильные бренды, качественные продукты и налаженный экспорт, объясняет директор департамента корпоративных финансов «Грант Торнтон» Иван Сапронов. В Японии или Англии сложно повысить конкурентоспособность, занимаясь инновациями или управлением затрат, поскольку это делают все, поясняет он. Высокое значение всех критериев во Вьетнаме, Индии, Мексике говорит, что бизнесмены этих стран готовы к агрессивной конкуренции, в том числе на мировых рынках. Так, во Вьетнаме более 80% предпринимателей считают важными семь из 10 указанных в анкете факторов, а в Индии более 75% опрошенных готовы конкурировать по всем пунктам.

Хуже, чем в Ботсване

Как показало исследование, российские бизнесмены мало думают о будущем, отмечает Сапронов. Вовлеченность в мировой рынок считают преимуществом всего 19% россиян, и лишь 27% опрошенных готовы конкурировать за счет экономии на масштабе бизнеса. Квалифицированные сотрудники считаются в России вторым по важности конкурентным преимуществом (об этом заявили 71% топ-менеджеров), но лишь 43% опрошенных придают важность борьбе с текучестью кадров. В Ботсване, например, о необходимости удерживать сотрудников заявляют 66% управленцев. О соблюдении этических норм в бизнесе в африканской стране задумываются 84%, тогда как в России – 64%. Инновации считают важным преимуществом 61% ботсванцев и 39% россиян.

Забыли о «крыше»

«Большинство источников преимущества, указанных GTI, пока не востребовано российским средним бизнесом», – уверен директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. В России в эту категорию попадают прежде всего предприятия сферы услуг, в которой идет взрывной рост. Поэтому менеджеры больше озабочены поиском квалифицированных кадров, чем инновациями или снижением издержек, говорит аналитик. Проблемы с кадровым управлением объясняются тем, что, несмотря на полученные степени МВА, многие руководители ведут себя как «харизматичные бабуины», придерживаясь авторитарного стиля управления, говорит Владислав Тарасенко, управляющий партнер Центра развития среднего бизнеса. Исследователи GTI забыли о преимуществе, без которого все остальное в России бесполезно, – об административном ресурсе, замечает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group. Тарасенко с этим согласен. В «Грант Торнтон» пояснили, что вопросы для исследования предлагают члены GTI, большинство которых работает на развитых рынках, где административный ресурс не играет важной роли.