Пережить лето

Уже больше месяца крупнейшие дилеры «АвтоВАЗа» продают Lada по ценам ниже рекомендованных, делясь с покупателями своей прибылью. Завод не вовремя повысил цены, говорят они

«АвтоВАЗ»

автоконцерн. Выручка – 154,6 млрд руб. Чистая прибыль – 3,95 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Продажи в России – 663 000 автомобилей (2007 г.). Акционеры – Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» (по 25% плюс 1 акция).

Успехи продаж Lada в первой половине года вдохновили «АвтоВАЗ» на повышение цен на весь модельный ряд: за первое полугодие они повысились на 4,4% в три захода. Но последнее повышение, на 1,46% с 9 июня, рынок не воспринял, рассказали «Ведомостям» несколько дилеров. Опасаясь затоваривания, дилеры оставили цены на прежнем уровне, хотя отпускная цена завода для них выросла.

Так, Lada Priora в одной из минимальных комплектаций, рекомендованная цена на которую составляет 289 435 руб., у крупнейших московских дилеров стоила вчера от 283 500 до 285 000 руб. Lada 2107 («классика») с рекомендованной ценой 145 255 руб. – от 153 000 до 159 000 руб. В Тольятти все Lada за неделю подешевели на 1000–2000 руб., сообщило агентство Ladaonline. Цены снижаются только в Москве и Тольятти, говорит президент холдинга «Автотрейд» (сеть региональных автосалонов) Владимир Яркин, до регионов эта тенденция не дошла.

До рекомендованных цены не доходят у большинства московских дилеров, уточняют несколько продавцов автомобилей. Маржа дилера в среднем составляет 4–5,5%, говорит один из собеседников «Ведомостей», а с учетом того, что часть автомобилей покупалась у завода по майским ценам, потери дилеров с каждой машины по сравнению с обычной ситуацией составляют 1–2%.

Причина низких цен – в сезонном летнем снижении спроса, считает руководитель управления марки Lada компании «Автомир» Владимир Доровских. По данным одного из дилеров, в Москве в мае было продано 7519 автомобилей, в июне – 6865, а в июле удастся продать только 5600–5700.

На «АвтоВАЗе» о проблеме знают, но относятся к инициативе дилеров спокойно. «Продажи в июле всегда ниже, чем в другие месяцы, а повышение цен спрос никогда не стимулирует», – признает сотрудник управления сбыта «АвтоВАЗа». В нынешнем июле завод продаст 57 000–58 000 автомобилей (в июле успешного 2007 г. завод продал 62 200 машин), прогнозирует он и сообщает, что товарные запасы автомобилей на площадках «АвтоВАЗа» и дилеров – около 65 000. Это меньше нормы, составляющей 70 000 автомобилей, и автозавод хочет довести запасы до 75 000, говорит он, а спад продаж «АвтоВАЗ» наверстает в сентябре.

Дилеры тоже на это надеются: если «АвтоВАЗ» цены не повысит, то осенью спрос снова придет в норму и цены вырастут до рекомендованных, обещают Доровских и замгендиректора «Элекс-полюса» Василий Цеханович. В ближайшие несколько месяцев цены расти не будут, заверил источник в сбыте «АвтоВАЗа».

Гендиректор «Уздэуавто-Саратов» (дистрибутор Daewoo в России) Тохир Жалилов знает, что цены растут на все иномарки, в том числе конкурентов Lada. Daewoo Nexia (от 251 000 руб.) подорожала в мае на 5000 руб., и Жалилов не исключил, что цена вырастет еще: виноват рост цен на металл и комплектующие.

По данным аналитика ИК «Капитал» Павла Шелехова, рост цен на металлы для автопрома с января этого года составил около 70%. «АвтоВАЗ» попадает в сложную ситуацию, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов: его затраты на металлы, комплектующие, рабочую силу растут, а цены повышать просто нельзя – сейчас Lada покупают по большей части из-за временного дефицита автомобилей у конкурентов.