Они просто товарищи

Генпрокуратура не признала в лидерах «Единой России» Владимире Путине и Борисе Грызлове руководящие органы партии
Д. Гришкин

Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил об этом в официальном ответе КПРФ, который вчера получила юрслужба партии. Три запроса в Генпрокуратуру КПРФ направила 3 июля. В них ставились под сомнение законность поправок в устав, принятых на апрельском съезде «Единой России», процедуры их регистрации Минюстом и самого избрания председателем партии Владимира Путина.

Последняя претензия возникла после того, как Путин возглавил правительство. Коммунисты считают, что с председателем в лице беспартийного премьера «Единой Россией» фактически будет руководить правительство, а это уже запрещенное вмешательство госорганов в партийные дела (см. ст. 10 закона «О политпартиях»). Кроме того, это угрожает и конституционному принципу разделения властей: через «Единую Россию» кабинет министров будет контролировать и парламент (а не наоборот).

Юристы КПРФ указывали Генпрокуратуре и на то, что Росрегистрация как-то уж слишком быстро зарегистрировала соответствующие поправки единороссов в устав: вечером 14 апреля съезд отправил их в Минюст, а уже утром 15-го предложил Путину на их основании возглавить партию. «Обычно на такое утверждение в Минюсте уходит несколько недель», – говорит секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. Более того, председатель Путин избирался открытым голосованием на глазах у всей страны, что, по мнению юристов КПРФ, противоречит ч. 4 ст. 25 закона о партиях: их руководящие органы должны избираться тайным голосованием.

Но, рассмотрев запросы КПРФ, Генпрокуратура установила, что «положения устава не противоречат закону», а регистрация поправок проведена «в установленные законом сроки».

Что же касается избрания председателя партии и ее высшего совета, то в соответствии со ст. 25 того же закона о партиях тайно избираются только «руководящие <...> органы», к каковым по уставу «Единой России» посты Путина и Грызлова не относятся, пишет Буксман.

Юристы КПРФ уже отмечали (в тех же запросах), что у председателя «Единой России» так много полномочий (см. врез), что он и есть де-факто единоличный руководящий орган партии. И это абсолютно противоречит, по их мнению, еще и «духу» ч. 1 ст. 24 закона о партиях и п. 8.3 устава единороссов. Ведь и там и там прописано, что высшим руководящим органом является съезд.

Но далее – по тому же уставу «Единой России» – съезду отводится только решать вопросы о составе руководящих органов, выдвижении кандидатов на федеральные выборы и принимать предвыборную программу. Всем остальным, опять по уставу, должны руководить генсовет и президиум, но у председателя партии параллельно есть все их права плюс право вето. А глава высшего совета (Грызлов) осуществляет еще и «общее политическое руководство».

Юристы КПРФ собираются теперь жаловаться самому генпрокурору Юрию Чайке, теперь – на действия его заместителя Буксмана.

«Итоги проверки, если она была, не расшифровываются – например, хотелось бы знать: как они проверяли Росрегистрацию? И проверяли вообще ли?» – говорит Соловьев. Параллельно КПРФ начинает подготовку иска в суд на действия Росрегистрации, нарушившей порядок регистрации документов.