Три дня войны

В ходе трехдневных боев российской армии удалось вытеснить грузинскую из Цхинвали и большей части территории непризнанной республики

Атака и контратака

Грузинская армия начала военную операцию в Южной Осетии в ночь с 7 на 8 августа – после авиационной атаки и артподготовки она перешла к штурму Цхинвали. Через несколько часов югоосетинская столица оказалась почти полностью под контролем грузинских военных. Они захватили 11 осетинских сел: Грони, Ацеви, Цинагара, Знаури, Сарабуки, Хетагурово, Атоци, Квемо Окуна, Дмениси, Бубуки, Дидмуха. В них уничтожено все гражданское население, сообщил югоосетинский госкомитет по информации и печати.

Около 15.00 8 августа к городу на помощь российским миротворцам и осетинским военным, удерживавшим небольшой плацдарм в Цхинвали, подошли части 58-й российской армии. ВВС России нанесли несколько ударов по военным базам на грузинской территории, в частности по военным складам в городе Гори и портовому терминалу в городе Поти. Выбить грузин из столицы Осетии удалось только к вечеру воскресенья. «Город чист. Дальше – выдавливание», – сообщил «Ведомостям» представитель российских миротворцев.

По признанию замначальника Генштаба ВС России Анатолия Ноговицына, грузинам удалось сбить два российских самолета – Су-25 и Ту-22. Но министр по реинтеграции Грузии Темур Якобишвили утверждает, что их было четыре. В боях за Цхинвали ранен командир 58-й армии генерал-лейтенант Анатолий Хрулев.

Российский флот, по данным грузинских СМИ, блокировал территориальные воды Грузии. Но Ноговицын утверждает, что о блокаде речь не идет – российские военные суда действительно производят досмотр кораблей, идущих в Грузию, чтобы предотвратить поставки туда вооружений, а также гарантируют ненападение грузин на Абхазию.

На первом этапе операции грузинская армия обеспечила себе более чем двукратное превосходство над противником, но к вечеру воскресенья российские военные, по признанию Якобишвили, получили значительное численное преимущество.

«Сейчас ясно одно: атака отбита», – рассказал по телефону из предместий Цхинвали госсоветник президента Южной Осетии Константин Кочиев. Эти дни жители города провели, отсиживаясь в подвалах. Потери не менее 2000 человек, но определить точно невозможно, поскольку многие похоронены под развалинами, говорит он.

Грузия за три дня потеряла убитыми более 300 человек, сообщил Reuters представитель МВД Шота Утиашвили.

Около 16.30 МСК в воскресенье Якобишвили сообщил, что грузинская армия покинула Цхинвали и перегруппировалась – об отступлении речи нет. По его данным, военные действия начала и Абхазия, ее вооруженные силы пытаются взять Кодорское ущелье.

Около 19.00 грузинские власти через российского посла в Тбилиси передали России ноту: «Грузия готова немедленно начать переговоры с РФ о завершении боевых действий и прекращении огня». МИД России сообщил, что военные действия грузины, несмотря на ноту, не прекратили. Перед этим грузинские СМИ сообщали о движении российских войск в направлении города Гори, а осетинская сторона – об освобождении Присских высот, с которых простреливается территория всего Цхинвали.

Уже вечером Москва добилась согласия Грузии на ввод дополнительной группировки российских войск на территорию приграничного с Абхазией Зугдидского района. Это решение принял местный губернатор Заза Морохия.

Требования Москвы

Россия квалифицирует свои действия в соответствии с терминологией ООН – как «операцию по принуждению к миру». Как заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в телефонном разговоре с госсекретарем США Кондолизой Райс, Москва требует от Тбилиси «немедленного вывода грузинских войск из Южной Осетии <...> и подписания юридически обязывающей договоренности о неприменении силы».

В воскресенье уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин предложил создать международный трибунал для наказания тех, кто отдал приказ разрушить Цхинвали. Аналогичное заявление позднее сделал замминистра иностранных дел России Григорий Карасин.

По словам сотрудника кремлевской администрации, речь идет о развитии идеи президента Дмитрия Медведева, назвавшего происходящее в Южной Осетии геноцидом. Он направил председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина во Владикавказ, чтобы собрать документальные доказательства преступлений грузинской стороны.

Совбез ООН трижды пытался сформулировать резолюцию по Южной Осетии, но представителю России при ООН Виталию Чуркину не удалось убедить коллег – прежде всего из США и Великобритании – в том, что именно слово «геноцид» наиболее точно отражает суть действий Грузии.

Пока Россия не готова признать независимость Южной Осетии. Президент не зря подчеркнул, что Россия не отрицает принадлежности Южной Осетии Грузии, пояснил чиновник кремлевской администрации, главный вопрос – судьба граждан России.

«России не следует ожидать, что СБ ООН или какие-либо влиятельные международные структуры поддержат ее проекты по осуждению действий Тбилиси», – полагает замдиректора Центра изучения постсоветского пространства при МГУ Алексей Власов.