«АвтоВАЗу» нужна зачистка

Конфликт «Воскресенских минудобрений» и «Апатита» может ударить по российским автозаводам. Им не хватает химикатов, без которых невозможно красить автомобили
Д. Гришкин

«УРАЛХИМ»

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ. Владеет контрольными пакетами акций ОАО «КЧХК», ОАО «Азот», ОАО «Воскресенские минеральные удобрения». Выручка – $376 млн (МСФО за I квартал 2008 г.). Чистая прибыль – $126 млн. Владелец – Дмитрий Мазепин.

Воскресенские минеральные удобрения» (ВМУ, входит в «Уралхим») на прошлой неделе объявили о снижении выпуска в августе фосфорной кислоты. Компания объясняет это сокращением поставок апатитового концентрата со стороны «Апатита» (входит в «Фосагро»).

В этой ситуации появились первые пострадавшие. Как рассказал «Ведомостям» гендиректор тольяттинской компании «Экохим» (поставляет фосфатирующие составы предприятиям автопрома) Игорь Меньшиков, с конца июня, когда «Уралхим» объявил о покупке 71% акций ВМУ, его компания испытывает проблемы с поставками фосфорной кислоты с этого предприятия. Несмотря на подписанный до конца года контракт, в июле ВМУ отгрузила «Экохиму» всего 10 т сырья вместо 130 т, отметил он. По словам Меньшикова, его предприятие поставляет фосфатирующие составы (используются для очистки деталей кузова перед окраской) на «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Камаз», «Sollers – Набережные Челны» (бывший ЗМА), Серпуховский автозавод. Причем «Экохим» является основным поставщиком этой продукции (занимает 4% на мировом рынке). Меньшиков говорит, что запасы кислоты у «Экохима» закончились и еще в прошлом месяце компания вынуждена была докупать сырье в Казахстане. «Сложившаяся ситуация ставит под угрозу производство наших клиентов», – резюмирует Меньшиков.

Сбои в поставках фосфатирующих составов «Экохимом» могут повлечь за собой остановку конвейеров «АвтоВАЗа», говорится в письме директора по закупкам автоконцерна Максима Полякова, отправленном в ВМУ 8 августа (письмо есть у «Ведомостей», его существование подтвердил сотрудник завода).

«Экохим» и еще два клиента ВМУ («Реатэкс» и Ступинский химзавод) 30 июля пожаловались на действия компании в Федеральную антимонопольную службу. Это письмо (также есть у «Ведомостей») подписал и генеральный директор Воскресенского НИУиФ Владимир Лембриков. НИУиФ осуществляет очистку фосфорной кислоты по контракту с ВМУ, которая потом идет «Экохиму» и другим клиентам. НИУиФ может остановиться, работу потеряют 160 человек, объяснил «Ведомостям» суть претензий Лембриков.

Представитель ФАС не смог прокомментировать ситуацию. Партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Григорий Чернышов говорит, что теоретически ФАС может обязать ВМУ возобновить поставки в адрес потребителей. Но этого не случится, если ВМУ удастся доказать, что она сократила их по объективным причинам – из-за снижения поставок апатитового концентрата, говорит юрист. Этим ВМУ сейчас и занимается. 7 августа компания направила письмо в ФАС с просьбой возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства против «Апатита». Ведь компания является 100%-ным монополистом на рынке производства апатитового концентрата, причем это производство рентабельно, говорится в письме (есть у «Ведомостей»). Так что «Апатит» не мог не предвидеть негативных последствий для конечных потребителей, утверждает ВМУ. Вдобавок компания подчеркивает, что Воскресенский НИУиФ является «дочкой» «Фосагро» и эта группа лиц хочет устранить ВМУ с рынка очищенных кислот в пользу другой своей компании – «Балаковских минудобрений», говорится в письме.

Представитель «Фосагро» возражает, что «Апатит» сократил поставки на законных основаниях: в договоре с ВМУ прописан опцион, позволяющий в любое время действия контракта сократить объем поставок в пределах 5% от годового объема. При этом поставки в адрес ВМУ позволяют последней обеспечить сырьем НИУиФ, подчеркивает он.

Представители «Камаза», ГАЗа и «АвтоВАЗа» от комментариев воздержались. Аналитик «Метрополя» Михаил Пак считает, что конвейер «АвтоВАЗ» все же не остановит, а будет закупать составы за границей. Но это приведет к повышению себестоимости, считает он.