Один знак Путина

Министр финансов сумел убедить премьера Владимира Путина, что низкая инфляция важнее роста бюджетных расходов и снижения налогов

А в этом году Минэкономразвития предложило с 2010 г. снизить НДС до 12%. И Кудрин снова прибегнул к прежней тактике, заявив, что из-за этого инфляция сразу вырастет на 3,8 п. п. Источник в Минэкономразвития признает, что расчетов, как влияет снижение налога на рост инфляции, нет. Нет возможности сократить налоги в полной мере, как это нужно для экономического роста, признала вчера министр Эльвира Набиуллина, но стимулировать производство с высокой добавленной стоимостью надо. Снижение НДС и ограничение инфляции – две взаимоисключающие цели, сетует Наталия Орлова из Альфа-банка.

Менее двух часов потребовалось правительству, чтобы одобрить семь основополагающих экономических документов страны: прогноз социально-экономического развития на три года, проекты бюджета на 2009–2011 гг. и основных направлений денежно-кредитной политики, бюджеты трех соцфондов, тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. «Споров не было, вопросы щелкали как орехи», – рассказывает очевидец.

«Верстаем бюджет с профицитом, прошу не покушаться на него», – пресек возможные споры в самом начале заседания Путин. Все в экономике выросло, констатировал он: ВВП за первое полугодие – на 8%, инвестиции – на 16,9%, инфляция – на 9,5%. Последний показатель премьер назвал «недопустимо высоким», объявив инфляцию ключевым ориентиром бюджета и поручив снизить ее в 2009 г. до «однозначной цифры». По проекту бюджета, в 2009 г. – 7,5–8,5%, в 2010 г. – 7%, а в 2011 г. – 5–6,8%. Все ведомства премьер попросил «исходить из этой ситуации».

Угроза инфляции – железный аргумент Кудрина, говорит источник в Минфине. «Кудрин слишком долго оставался в одиночестве, был единственным, кто объяснял Путину, что раздувание расходов приведет к росту цен, который нивелирует радость от темпов роста экономики», – рассказывает источник в правительстве. Бывший министр экономразвития Герман Греф, напротив, убеждал, что спровоцированная притоком нефтедолларов инфляция будет нивелирована экономическим бумом. Поддерживали его отраслевые министры и предпринимательские круги, говорит источник.

Но когда в прошлом году нефтяные доходы стали резко расти, Кудрин не удержал расходы казны и они стали увеличиваться бешеным темпом, вспоминает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: 640 млрд руб. – госкорпорациям, на 1,1 трлн руб. выросли расходы.

«Врагов надо любить», – заявил Кудрин корреспонденту «Ведомостей». «Шефу пришлось идти на компромиссы, – говорит сотрудник Минфина. – Добавлены деньги на Олимпиаду в Сочи, на проведение АТЭС во Владивостоке». При таких расходах бюджета вряд ли удастся добиться однозначной инфляции, считает экономист по России и Украине HSBC Александр Морозов: минимум 12%. Чтобы достичь поставленной цели, нужно снизить расходы бюджета минимум на 1% ВВП.

«Победа Кудрина пока слишком хрупка, это лишь промежуточный этап, ведь Путин настроен увеличивать инвестиции. Мы еще свое возьмем», – обещает высокопоставленный источник в правительстве.