Учиться как дети

В 2002 г. братья Райс создали компанию Erudine, предложившую новый метод разработки ПО. Искать клиентов им приходится с большим трудом

Вплоть до 2002 г. братья Мартин и Филип Райсы старательно избегали революций. Мартин руководил маркетинговым агентством в Ньюкасле, Филип работал научным сотрудником. Но один из проектов, которым занялся Филип, был связан с разработкой программного обеспечения для ремонта и профилактики роботов, работающих внутри атомных реакторов. Оказалось, что процесс написания программ в этой отрасли весьма неэффективен, одну и ту же работу приходилось переделывать по нескольку раз. Филип задумался над тем, как упростить свою жизнь. Он заметил, как дети усваивают правила, буквально проверяя их на прочность: выискивая исключения и аномалии. И решил воспользоваться наблюдениями в работе.

Мартин Райс узнал обо этом от матери, которая попросила его отговорить брата от занятий собственным бизнесом. Мартин позвонил Филипу, но разубедить его не удалось. Более того, он согласился выплачивать за брата ипотечный кредит, до тех пор пока тот не сумеет обосновать свой метод разработки компьютерных программ.

По традиции разработчики просили специалистов в той или иной области (например, в производстве или финансах) детально описать все рабочие процессы бизнес-аналитикам, способным перевести их на язык алгоритмов и поставить задачу перед программистами. Но в работе любого специалиста всегда находятся элементы, с трудом поддающиеся описанию, или, как говорят психологи, «неявные знания» (tacit knowledge). Алгоритм Филипа Райса, названный им Behaviour Engine, помогает восполнить эти пробелы. Использование этого алгоритма могло бы значительно сократить время разработки программ.

После того как Филип доказал работоспособность своей технологии, братья Райс перезаложили дома и взяли личные кредиты, чтобы собрать стартовый капитал в 700 000 фунтов стерлингов. Когда стартовый капитал закончился, основатели продолжили финансировать бизнес за счет личных кредитных карт. В 2006 г. в состав акционеров согласился войти EADS, который выкупил миноритарный пакет, исходя из общей цены компании в 12 млн фунтов стерлингов.

Сложилась уникальная ситуация. «Мы способны доказать, что экономим 70–90% на каждом проекте, за который беремся. Мы добились этого в EADS и готовы продемонстрировать результаты любому потенциальному клиенту. Так почему же заказчики валом не валят в компанию?» – удивляется Мартин Райс. По итогам этого года выручка Erudine может достичь лишь 10 млн фунтов стерлингов.

«Те, кто решается на эксперимент, рискуют репутацией», – говорит Мартин Райс.

Но, несмотря на все сложности, Erudine планирует открыть офис в Гонконге, где компании более восприимчивы к подобным революциям, говорит он.