Цитата недели


«Мы <...> хотели бы иметь кэш-кулак, в нынешних условиях это полезно».

Андрей Костин, президент – председатель правления ВТБ

Логика руководителя второго по размеру банка России на первый взгляд безупречна.

На мировых финансовых рынках, в том числе в России, бушует кризис. С начала года индекс РТС упал почти вдвое. Соответственно, в среднем на столько подешевели российские публичные компании. Да и частные тоже, ведь один из методов их оценки – сравнение с публичными аналогами.

Этим проблемы не исчерпываются. Российский бизнес не замарался о высокорискованную американскую ипотеку и прочие проблемные активы. Но он стал сильно зависеть от заемных средств, в том числе иностранных. А привлекать деньги из-за кризиса становится все труднее, ставки растут.

Страдают от этого в первую очередь быстро растущие компании, особенно потребительского и финансового секторов. Еще 1,5–2 года назад они без проблем поднимали деньги, чтобы вложить их в открытие магазинов или филиалов в очередном регионе либо рефинансировать долги.

Теперь этот путь доступен немногим. Выживут те, кто успел рефинансировать долги или не успел их набрать, у кого запас прочности больше.

Многим придется продать часть активов или весь бизнес.

Торговаться они не смогут. Как отметил глава «Тройки диалог» Рубен Варданян, сейчас рынок покупателя.

Тот, у кого сегодня есть деньги или возможность их привлечь, может отлично заработать.

У ВТБ есть и то и другое, и Костин хочет стать одним из таких покупателей: «Мы будем покупать бизнесы, может быть, небанковские, чтобы их перепродать <...> У нас сейчас появляется – и в торговых сетях, и в недвижимости – целый ряд, как они правильно называются, distressed assets (проблемные активы. – «Ведомости»)».

Однако, в целом правильно оценивая ситуацию, Костин, похоже, собрался за покупками не в тот магазин.

Один из таких проблемных активов – акции его банка, которые с момента IPO в мае прошлого года подешевели уже втрое и стоят меньше приходящейся на них части собственного капитала госбанка.

Аналитики требуют от ВТБ выкупа акций с рынка, что подняло бы их котировки и показало бы уверенность банка в своем будущем. Пример подал президент «Лукойла» Вагит Алекперов, который со своим замом Леонидом Федуном на прошлой неделе купил акции компании на 3,2 млрд руб.