Не до воды

Спрос на бутилированную воду в Европе и США неуклонно падает: из-за снижения доходов населения все больше людей опять пьют воду из-под крана. Российский рынок по-прежнему растет, правда, медленнее, чем в предыдущие годы – наступает эффект насыщения
Е.Стецко

В Великобритании, по подсчетам Nielsen, продажи воды в бутылках за прошедший финансовый год (закончился в августе 2008 г.) упали на 4,7%, выручка от продаж – на 5,1%. Среди лидеров падения – продажи принадлежащих Danone марок Evian (-2,5%) и Volvic (-7,4%). В США, лидирующих по объемам потребления бутилированной воды на душу населения в мире и емкостью рынка в $70 млрд, темпы сбыта самые низкие за 10 лет. По данным Beverage Digest, продажи в этом году выросли всего на 1% по сравнению с 11% в прошлом году и 26% – в 2006 г. «В отрасли в этом году наблюдается значительный спад, – говорит Джон Сичер, редактор отраслевого журнала Beverage Digest. – Экономические факторы ударили по потребителям, из-за этого люди стали использовать больше воды из-под крана или перешли на более дешевые напитки». Спад на рынке привел к снижению выручки Danone, производителя Evian и Volvic, на 0,8%. У Nestlé, выпускающей Vittel и Perrier, выручка в США упала на 1,1%.

Между тем мировой рынок бутилированной воды растет за счет развивающихся стран. По данным консалтинговой компании Zenith International, мировое потребление бутилированной воды выросло в 2007 г. на 6%. На 10% больше бутилированной воды выпили в Азии и Австралии. В Африке и Восточной Европе потребление выросло на 14% и 10% соответственно. Эксперты полагают, что темпы роста будут увеличиваться. По прогнозам специалистов Discovery Research Group, к 2011 г. рынок в натуральном выражении удвоится и составит 5,9 млрд л, а в стоимостном возрастет до $2,97 млрд. Zenith прогнозирует увеличение потребления бутилированной воды на 32% до 272 млрд л к 2012 г.

Растет потребление бутилированной воды и в России, рассказывает Снежана Равлюк из «Бизнес аналитики». Правда, по мировым меркам оно все еще очень низкое – около 20 л на человека в год (в Восточной Европе – 40 л, в Западной – больше 100 л). На европейском уровне пьют бутилированную воду только москвичи: до 45 л в год на человека. Темпы роста рынка постепенно снижаются, отмечает Равлюк: столичный рынок близок к насыщению, ее потребление в регионах почти не растет. Безусловные лидеры рынка – Coca Cola и PepsiCo с брендами Aqua Minerale и Bonaqua. По данным Равлюк, это единственные бренды, которые можно назвать федеральными (с известной натяжкой в эту категорию можно включить «Меркурий», «Висму» («Архыз») и «Нарзан»). Большинство марок выпускаются и продаются в регионах. Популярные в Москве и Московской области «Шишкин лес» и «Черноголовка» за их пределами практически неизвестны. Рост цен на продукты питания также негативно повлиял на рынок бутилированной воды, говорит Равлюк: не являясь продуктом первой необходимости, питьевая вода в бутылках автоматически попадает под сокращение.