Вслед за экономикой

В этом году зарплаты в коммерческом секторе выросли на 15%, утверждает новое ежегодное исследование компании «Эрнст энд Янг». Этот рост продолжится благодаря кадровому дефициту, но темпы его снизятся вслед за снижением темпов роста экономики

Средний рост заработных плат в 15% опережает рост индекса потребительских цен примерно на 3–3,5%, – утверждает Жанна Добрицкая, партнер отдела консультирования по управлению персоналом компании «Эрнст энд Янг» в СНГ. – А средний процент планируемого повышения зарплат – 14%, что свидетельствует о высоких инфляционных ожиданиях работодателей». При этом рост доходов руководителей высшего звена – 20% (данные обзора) – говорит как об остром дефиците высококвалифицированных руководителей на рынке, так и о высоких результатах деятельности компаний. В то же время на многих должностях разница между минимальным и максимальным уровнем оплаты труда сокращается. Так же сближаются по уровню окладов столица и регионы.

Эксперты «Эрнст энд Янг» отмечают активное вытеснение доллара США как валюты, в которой номинируется заработная плата. По их данным, в этом году уже 86% компаний указали, что устанавливают зарплату в рублях. Доллар США начинает уступать евро и в качестве второй валюты – по данным обзора, 48% компаний, устанавливающих заработную плату в иностранной валюте, отметили евро, тогда как в прошлом году доля евро составляла 30%.

По сравнению с прошлым годом значительно вырос размер премий по результатам работы. Наибольший рост продемонстрировали премии руководителей высшего звена – в среднем до 69% от годовой базовой зарплаты (46% в прошлом году). Размер премий у остальных категорий персонала варьируется от 19% до 30% в зависимости от категории.

Разрыв не уменьшится

Тем временем динамика роста зарплат в госсекторе превышает эти же показатели в секторе коммерческом. «По данным Росстата, номинальная зарплата в Москве за последний год (данные за первое полугодие 2008 г. по отношению к первому полугодию 2007 г.) выросла на 29,8%, а в среднем по стране она увеличилась умереннее – на 28,6%, – констатирует Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – Но если год назад только в отдельных субъектах РФ темпы роста номинальной зарплаты были выше, чем в среднем по стране, то теперь число таких регионов заметно возросло, прежде всего за счет регионов Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов. Вместе с тем разрыв в абсолютном уровне оплаты труда в Москве и других субъектах РФ, входящих в эти округа, так велик (особенно если не учитывать Московскую область), что чуть более высокие темпы роста в этих регионах (на 1–4%) не позволяют говорить о тенденции выравнивания уровней оплаты труда».

В пользу сохранения высоких темпов роста заработной платы в Москве говорит тот факт, что на столичном рынке более остро ощущается дефицит рабочей силы, продолжает эксперт. Отчасти поэтому, как показывают данные Росстата, в столице самый низкий уровень укомплектованности кадрами органов исполнительной власти. В ближайшей и среднесрочной перспективе дефицит рабочей силы в Москве будет гораздо острее, а значит, можно ожидать и более высоких темпов роста зарплат, чем в регионах, откуда столица, как и прежде, будет переманивать специалистов, говорит Коровкин.

Оптимистичный пессимизм

«По данным исследований «Анкора» (как и «Эрнст энд Янг», оценивающего компании коммерческого сектора), в Москве в этом году рост заработных плат хотя и был выше регионов (17,7%), но ниже, чем в прошлом году», – констатирует Наталья Данина, руководитель Центра аналитических исследований «Анкор». По ее словам, тенденция замедления роста зарплат наметилась еще осенью прошлого года. «При стабильной ситуации в экономике уровень зарплат, очевидно, снижаться не будет. А вот темпы ее роста, вероятно, замедлятся, но будут не меньше, чем уровень головной инфляции», – считает она.

«Как и на протяжении последних 3–4 лет, при условии продолжающегося стабильного роста российской экономики ежегодный рост номинальных заработных плат, скорее всего, будет продолжать опережать официальный уровень инфляции на 3–3,5%, но, если кризис мировой экономики все же ощутимо отразится на России, реальный рост заработных плат, скорее всего, замедлится или даже станет отрицательным», – полагает Екатерина Ухова, старший менеджер отдела консультирования по управлению персоналом «Эрнст энд Янг» в СНГ.

«Велика вероятность, что в ближайшие год-два темпы роста зарплат в России сократятся», – думает Владимир Тихомиров, главный экономист ФК «Уралсиб». По его мнению, этому будут способствовать: 1) политика правительства, в которой главный приоритет – сдерживание инфляции всеми доступными способами, в том числе и через снижение темпов роста зарплат в госсекторе (основной фактор роста доходов в последние годы); 2) снижение доходов бюджета в силу падения цен на нефть и углубления мирового кредитного кризиса; 3) высокий уровень инфляции, что на практике означает снижение темпов роста реальных доходов. В долгосрочной перспективе, говорит Тихомиров, для поддержания конкурентоспособности экономики зарплаты в России должны расти темпами, не превышающими темпы роста ВВП. Иначе государство будет вынуждено проедать накопленные резервы и увеличивать долг – а это, как показывает наша недавняя история, рецепт нового финансового и экономического кризиса.

«Экономика России уверенно растет последние несколько лет. Ожидается, что и 2008 год не станет исключением, – считает Добрицкая. – В первом полугодии рост реального валового внутреннего продукта составил 8%, что на 0,2% выше соответствующего показателя 2007 г. Но события июля – августа 2008 г., падение российского фондового рынка, ослабление курса рубля по отношению к доллару позволяют прогнозировать общее замедление развития экономики. Ситуацию усугубляют и самые высокие за последние годы темпы инфляции – с января по август 2008 г. рост цен составил 9,8%. Важным фактором падения темпов роста экономики стал мировой финансовый кризис и, как следствие, сокращение притока капитала в Россию».

Медленно, но верно

Тем временем эксперты PricewaterhouseCoopers пока подобной тенденции не наблюдают. «На наш взгляд, рост рынка труда всецело зависит от общеэкономической ситуации, – считает Ольга Шестакова, менеджер отдела по управлению персоналом PricewaterhouseCoopers. – В случае продолжения роста цен на нефть, сохранения существующих темпов инфляции зарплаты продолжат расти. Если экономические условия изменятся, например темпы инфляции снизятся, политика компаний может измениться. Повышение базовых зарплат связано в первую очередь с необходимостью компенсировать инфляцию, зато размер премиальных выплат зависит от финансовых результатов года и может существенно варьироваться. Бюджет компаний, закладываемый на повышение зарплат, как правило, меньше, чем фактическое повышение. В настоящих условиях компании вынуждены идти вслед за рынком».

«Любой сценарий социально-экономического развития будет развиваться при негативных демографических тенденциях», – напоминает Коровкин из РАН. При этом, говорит он, по прогнозу МЭР РФ на два-три года, темпы роста зарплат замедлятся при всех рассматриваемых сценариях социально-экономического развития (но будут сопоставимы с 2004–2006 гг.). А значит, различия между пессимистическим и оптимистическим сценариями достаточно условны.