Россыпь звезд из Петербурга

«Жизелью» в Чикаго началось трехнедельное турне Мариинского балета по США, посвященное 225-летию театра

В Петербурге на афишах Мариинского театра застыло одно балетное название – «Сильфида»: верный признак того, что труппа, которую в мире по-прежнему знают под советским брендом Kirov-ballet, отправилась на гастроли. Раздваиваться петербургским танцовщикам не привыкать. Но сейчас компания одновременно продолжает давать спектакли дома («Сильфида» – самый короткий и малонаселенный классический балет), выступает в Берлине на сцене Deutsche Oper, где показывает фирменное «Лебединое озеро» и эклектичный огромный «Корсар», на днях в лондонском Sadler’s Wells исполнит балеты Баланчина, Форсайта и Ратманского.

Но если в Европе балет лишь выступает на разогреве у оперной труппы, то длительные гастроли по Соединенным Штатам носят принципиальный характер. Ни одна другая балетная труппа не появляется в Америке так часто, и именно эта страна – главный гастрольный маршрут петербуржцев (только в 2008 г. они показывают там 57 спектаклей). То есть именно в США куется международный имидж компании и ее финансовое благополучие.

Между тем это первое появление труппы в Америке после того, как весной она пережила в Нью-Йорке давно забытый огонь критики. Апрельский сезон в Нью-Йорке оказался для Kirov-ballet обескураживающим: он выехал на гастроли сразу после того, как лишился многолетнего руководителя Махара Вазиева, привез далеко не самый популярный репертуар и, если верить рецензиям, выглядел обесточенным.

На этот раз в турне, большая часть которого пройдет по городам Калифорнии, едут проверенные столетиями «Жизель», «Дон Кихот» и нарезка из шедевров Петипа: «Тени» из «Баядерки», гран-па из «Раймонды» и «Пахиты». Этот репертуар не добавляет ничего к тому имиджу Kirov-ballet, что сложился с его американского дебюта в начале 1960-х: главная классическая компания мира, рафинированная и консервативная, в которой нужно смотреть не на постановки – на исполнителей. А звезд для американских городков подобрали настоящую россыпь. Рядом с Ульяной Лопаткиной и Дианой Вишневой – другие прославленные мастера: Ирма Ниорадзе, Евгений Иванченко, Андриан Фадеев, Леонид Сарафанов, молодые героини предыдущих гастролей Виктория Терешкина и Екатерина Кондаурова, а также юная Олеся Новикова, которой досталось не меньше ролей, чем официальным примам. С такими составляющими питерцам гарантирован восторженный прием и новые контракты.