Вывезите уголь!

Из-за дефицита вагонов на складах Кузбасса скопилось небывалое количество угля – больше 17 млн т. Угольщики начинают сокращать добычу

Угольщики, добывающие сырье в Кузбассе, не могут вывезти его с территории области. На складах уже тройная норма запасов угля, рассказал «Ведомостям» замгубернатора по угольной промышленности и энергетике Кемеровской области Андрей Малахов. На 1 сентября они превысили 17,3 млн т угля, а норматив – 5 млн т, говорит он. Это рекордная цифра для региона. Сейчас эти данные уточняются, но Малахов не исключает, что цифра будет больше. Участники рынка говорят о более 20 млн т. Для сравнения: всего за этот год в Кузбассе должно быть добыто 190 млн т угля.

На складах «Южного Кузбасса» (входит в «Мечел») сейчас скопилось около 3,7 млн т угля, говорит представитель компании. На проблему жалуется и директор «Кузбассразрезугля» Василий Якутов – на складах его компании почти 3,2 млн т (норматив – 1,2 млн т). Аналогичные цифры называет и гендиректор «Южкузбассугля» (входит в Evraz) Андрей Борщевич. Проблема не только в том, что уголь не получают покупатели, но и в том, что скопившийся на складах шахт уголь самовозгорается, предупреждают менеджеры компаний.

Причина проволочек с вывозом – нехватка полувагонов. Это не новая проблема для Кузбасса, но в этом году «РЖД работает хуже, чем осенью прошлого года», говорит Малахов. Представитель РЖД отмечает, что проблема возникает и из-за несвоевременного планирования со стороны угольных компаний. Сейчас согласован посуточный график подачи вагонов, говорит он.

С затаренными складами некоторые компании уже снижают добычу, утверждает Малахов. В пример он приводит «Сибуглемет», который в прошлом месяце добыл на 100 000 т угля меньше, и такое же снижение ожидается в октябре. Такое снижение добычи – около $20 млн убытков в месяц, посчитал аналитик ИГ «Капитал» Павел Шелехов. Получить комментарии «Сибуглемета» вчера не удалось. Другие угольщики называть сумму возможных потерь не хотят.

Пока угольщики пытаются решить проблему самостоятельно, закупая полувагоны. А «Мечел» намерен подписать соглашение со швейцарской Doppelmayr на строительство подвесных ленточных конвейеров для транспортировки угля от обогатительных фабрик до станции Чульжан Западно-Сибирской железной дороги протяженностью 18 км. Строительство конвейеров займет 39 месяцев. Смету «Мечел» не раскрывает.