Машины въехали в кризис

В сентябре 2008 г. продано на 32 137 машин, или на 22%, больше, чем в сентябре 2007 г. Год назад прирост составлял 53 588 машин

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) вчера опубликовал результаты продаж иномарок за девять месяцев 2008 г. Всего продано 1,61 млн новых иномарок. Это на 459 392 машины, или на 40%, больше, чем годом раньше. Но прирост в этом году оказался всего на 6428 больше прошлогоднего.

В сентябре картина еще печальнее: в сентябре-2008 прирост по сравнению с сентябрем-2007 составил 32 137 машин, в сентябре-2007 по сравнению с сентябрем-2006 он был почти вдвое больше – 53 588 автомобилей.

«Первым месяцем, когда появилось беспокойство [об объемах продаж], был август – у кого-то продажи были ниже ожиданий на 10%, у кого-то – на 15%», – вспоминает гендиректор «Автомира» Николай Груздев, сентября дилеры ждали с напряжением и продажи оказались чуть меньше ожиданий.

Сентябрьский список марок, продажи которых ниже прошлогодних, гораздо обширнее августовского: из топ-25 самых продаваемых моделей отрицательную или нулевую динамику продаж продемонстрировали 11, в том числе бестселлеры – Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Accent.

Renault cвязывает 4%-ное снижение продаж марки и 14%-ное – модели Logan со снижением спроса из-за кризиса. Представитель компании Оксана Назарова описывает это так: «Чувствуется, что покупатель затаился».

Продажи Hyundai не выросли по субъективным причинам: в августе и сентябре на заводе в Корее была забастовка, передал управляющий директор «Хёндэ мотор СНГ» Денис Петрунин через представителя и пообещал: в октябре низкий уровень продаж сохранится, а в ноябре снова вырастет. Директор по маркетингу российского Ford Игорь Чикирис вчера не стал комментировать продажи.

А вот у Toyota продажи в сентябре увеличились на 66% (среднее по рынку – 22%).

Представитель автоконцерна Татьяна Русакова объясняет это увеличением квот для России: «Мы не только увеличили объемы продаж, но и сократили очереди на популярные модели». Но в связи с мировым финансовым кризисом Toyota может корректировать объемы поставок.

«Падающей вниз динамики нет совершенно точно», – говорит Груздев: его «Автомир» рассчитывал продать в этом году около 100 000 новых машин, примерно такими продажи и будут. Нынешний спрос чуть-чуть ниже ожидаемого компенсирует бурное начало года, когда продажи в целом были очень хорошими, а многие модели оказались в дефиците, заключает он.

Сравнивать 2008 и 2007 гг. не очень корректно, настаивает главный исполнительный директор розничного направления группы «Рольф» Вардан Даштоян: в первом полугодии прошлого года был сильный дефицит автомобилей, проданные в начале года машины выдавались во второй половине, что и зафиксировано статистикой АЕБ. В «Рольф-рознице» число заказанных машин выросло на 30%, а в октябре продажи еще вырастут, заверяет он.

Региональные дилеры считают сокращение объемов выдачи автокредитов, повышение ставок и ужесточение требований к заемщикам главной причиной сентябрьского снижения продаж.

В сентябре банки-партнеры подняли на 2–4 процентных пункта ставки по автокредитам, говорит Леонид Гойхман, гендиректор компании «Нижегородец-брокер» (продает Land Rover, Jaguar, Ford, Nissan, Hyundai, Chevrolet, Sens, ГАЗ). Волго-Вятский банк Сбербанка и Банк Москвы откладывают на два-три дня ответы на заявки, хотя раньше их одобряли в течение дня, сетует Гойхман, ужесточились условия предоставления автокредитов: минимальный первоначальный взнос вырос с 10% в августе до 30% в сентябре и банки требуют справку 2-НДФЛ – в сентябре объем продаж оказался на 10% ниже ожидавшегося.

Долгое рассмотрение заявок и ужесточение требований к документам подтверждает Наталья Аверина, коммерческий директор нижегородской «Центр-авто» (дилер Chevrolet, работает с 15 банками), в ее компании сентябрьские продажи по сравнению с августовскими снизились на 12%. Кредитный консультант «Орбита-леон-авто» (Ростов-на-Дону, дилер Peugeot) говорит, что продажи в сентябре по сравнению с августом снизились на 5–7%. По словам гендиректора «Арго-моторс» (Самара, дилер Audi) Леонида Захарова, продажи в кредит обычно достигали 35–50%, в сентябре эта цифра сократилась чуть ли не вполовину: «Мы за сентябрь потеряли 20–25% клиентов». Ведущий экономист отдела кредитования ростовского филиала МБРР Павел Верстифский уверяет, что количество отказов по кредитам не изменилось и осталось на уровне 50% от объема заявок, ставки поднимали в сентябре только один раз на 1–2 процентных пункта до 17,5%.

Банк Москвы тоже поднимал ставки один раз – на 1–1,5 процентного пункта до 15–18%, количество отказов не увеличилось, но в среднем по рынку на две трети сократилось число заявок на автокредиты, говорит замдиректора ростовского филиала Банка Москвы Михаил Акопьян.

«Сейчас из 10 заявок утверждается не более пяти, летом одобрялось 9–10», – утверждает исполнительный директор новосибирского «Автостарта» (дилер Jeep, Chrysler, Dodge) Олег Куликов.

«Сокращение выдачи банковских кредитов идет: часть банков либо серьезно сокращают выдачу, либо полностью сворачивают программы. Но объемы выдачи кредитов компенсируют остающиеся, поэтому общего спада кредитования мы пока не видим», – резюмирует Груздев.