Малевич взят

Установлен новый рекорд аукционной стоимости русского искусства – «Супрематическая композиция» Казимира Малевича продана на торгах Sotheby’s за $60 млн
AP

Авангардист. Казимир Малевич

художник. «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой»

Бессмысленно гадать, за сколько бы ушла с торгов еще год назад такая большая и важная для творчества Малевича и истории русского авангарда картина, как эта «Супрематическая композиция» 1916 г. Тогда миллионеров и свободных миллионов в мире было больше, а цены на антиквариат стремительно и непредсказуемо росли. Но год назад картина эта принадлежала музею Stedelijk, и результат семнадцатилетней тяжбы за нее наследников Малевича был неизвестен.

Еще месяц назад в пресс-релизе московской выставки топ-лотов осенних торгов Sotheby’s (куда «Супрематическую композицию» не привозили – на выставку привезли только ее репродукцию) было высказано ожидание, что «эта работа выдающегося мастера будет продана значительно выше своего нижнего эстимейта в 60 млн». Однако уверенности в том, что картину купят за эту сумму, не было. И дело не только в сложной экономической ситуации – работ Малевича такого уровня рынок не видел, предыдущий рекорд на произведения художника поставлен в далеком (с точки зрения цен на искусство) 2000 году и составил $17,1 млн, так что и нижняя планка эстимейта была очень высокая. Еще раньше, в 1990 г., на торгах на Sotheby’s «Фугу» Василия Кандинского продали за $20,9 млн – эта сумма и считалась ценовым рекордом для русской живописи.

«Супрематическая композиция» Малевича ушла 3 ноября после недолгих торгов за $60 млн. Рекорд, поставленный картиной Малевича, есть все основания считать, продержится долго – опять же не только из-за экономического кризиса, который не может не влиять на арт-рынок, а потому, что просто трудно представить себе произведение русского художника, которое было бы выставлено на торги за сравнимую цену.

Немного ниже эстимейта проданы в Нью-Йорке и два других шедевра этих торгов Sotheby’s. Способная украсить экспозицию любого музея «Отдыхающая танцовщица» Эдгара Дега ушла за $37 млн, девять лет назад эта же картина была продана за $28 млн. А большой, тоже музейного уровня, впечатляющий «Вампир» Эдварда Мунка достался новому владельцу за $38,16 млн.

Пока официальных данных о продажах на нью-йоркских торгах 3 и 5 ноября от аукционного дома не поступало, но вот что рассказал «Ведомостям» после первого дня аукциона глава российского отделения Sotheby’s Михаил Каменский: «Торги прошли грандиозно, зал был набит битком, десяток самых богатых русских людей не спали ночь и следили за аукционом. Эти торги – индикатор состояния рынка, и они дали нам позитивную информацию. Русское искусство продавалось лучше западного, а его покупают наши люди. Значит, рынок работает. Мы довольны, как продали Малевича и Бориса Григорьева, хотя «Супрематическую композицию» купил не русский человек».