Помогайте всем

«Финансовая поддержка с привлечением госсредств должна осуществляться или в отношении всех авиакомпаний <...> или отобранных по итогам торгов», – предупредила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) чиновников Минтранса
Д. Гришкин

Левитин собрал руководителей авиакомпаний («Аэрофлота», «Сибири», ГТК «Россия», «КД авиа», «Авиалиний России» и проч.), а также госбанков (в частности, ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка), чтобы прояснить ситуацию с кредитованием в период кризиса, рассказала помощник министра Светлана Крыштановская. По ее словам, еще ни один перевозчик не получил кредита в качестве господдержки, хотя решение об этом было принято в октябре. Представители «Сибири», «Аэрофлота», «Авиалиний России» (просили о кредитах) говорят о том же.

Сообщение ФАС – реакция на итоги субботнего совещания у министра транспорта Игоря Левитина. На нем присутствовал замруководителя службы Анатолий Голомолзин, уточнил «Ведомостям» представитель ведомства.

По заявкам перевозчиков на поддержание их оперативной деятельности, в том числе на покупку топлива, требуется до конца года 30 млрд руб. – эта сумма называлась на совещании у вице-премьера Сергея Иванова 25 октября. Средства на кредиты авиакомпаниям есть, заявил «Ведомостям» зампред правления ВТБ Василий Титов, вопрос в рисках и качестве заемщиков. Сейчас, по его словам, ВТБ «тесно работает с несколькими перевозчиками». Газпромбанк планирует предоставить в ближайшее время «значительный кредит одной из крупнейших российских авиакомпаний», сообщил представитель банка, его коллега из «Сбера» от комментариев отказался.

Но, по мнению ФАС, у Минтранса есть некий список авиакомпаний, претендующих на льготные кредиты. Об этом слышал Голомолзин на совещании у Левитина, уверяет представитель ФАС, уже направлен запрос в Минтранс о предоставлении данных, кто в него входит. О списке рассказали «Ведомостям» и несколько сотрудников разных авиакомпаний. По одной версии, в него входит восемь компаний, по другой – 16 (всего в России около 150 перевозчиков). Оба собеседника «Ведомостей» среди льготников назвали «Аэрофлот» и его «дочки», «Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Атлант-союз».

Гендиректор «Авиалиний России» (утвержден вчера на совете директоров) Виталий Ванцев рассказывал, что подал заявку на кредит на 5 млрд руб., чтобы погасить кассовый разрыв у перевозчиков, которых планируется включить в новую компанию (в том числе «Атлант-союз», «Владавиа», «Оренавиа»). «Аэрофлот» запрашивал 4,9 млрд руб., сообщил «Ведомостям» один из топ-менеджеров авиакомпании, но вся сумма будет выбрана в случае, если кредиты окажутся дешевыми (до 13%) и долгосрочными (более года). ГТК «Россия» рассчитывает привлечь кредит в Сбербанке или Газпромбанке на 1,5–1,8 млрд руб. на 1–2 года, передает «Прайм-ТАСС» со ссылкой на гендиректора Сергея Михальченко. Рассчитывает на госпомощь и «Сибирь», сказал ее представитель, отказавшись назвать сумму.

По словам Крыштановской, никакого списка льготников нет. На совещании не шла речь о конкретных суммах в отношении конкретных компаний, утверждает она. «Мы выступаем за поддержку гражданской авиации как отрасли в целом – компаний, аэропортов, навигационных служб», – заявил Левитин (цитата по «Интерфаксу»). «Мы объявили всем авиакомпаниям, что если у них есть проблемы с кредитованием, то они могут обращаться в Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и другие банки, в которых кредитуются. Вопрос взаимоотношений хозяйствующих субъектов и банков не лежит в нашей компетенции», – отметил министр.

Ни один банк не будет давать кредит перевозчику, который находится на грани банкротства, ведь тогда рискует банк, рассуждает один из топ-менеджеров «Аэрофлота». По его словам, дело не в списке Минтранса, а в условиях кредитования, которые устраивают не всех перевозчиков, в частности обеспечение залога, поручительства и проч. Давать льготные кредиты всем не стоит – правильнее помогать крупнейшим игрокам, мелкие все равно не выживут, согласна аналитик ВТБ Елена Сахнова.