Как ОПЕК

Обвал цен на нефть заставляет российских чиновников думать о совместном сокращении добычи со странами ОПЕК

Россия будет сотрудничать с ОПЕК для защиты своих интересов. «Мы не можем исключить и [совместное] сокращение добычи», – заявил вчера министр энергетики Сергей Шматко (цитата по Thomson Reuters). Деталей он не раскрыл. ОПЕК может принять решение о новом сокращении добычи уже в субботу на заседании в Каире. Представитель ОПЕК комментировать заявление Шматко вчера не стал. В сентябре генсек организации Абдалла аль-Бадри говорил, что ОПЕК никогда не обсуждала с Россией совместные планы сокращения производства.

«Россия может сокращать добычу, в том числе одновременно с ОПЕК, но это не значит принятие на себя соответствующих обязательств по отношению к картелю», – говорит сотрудник аппарата правительства. Вопрос о таком способе влияния на цены обсуждался недавно на встрече нефтяников с премьером Владимиром Путиным. По ее итогам госкомпаниям и ведомствам поручено проработать возможность строительства мощностей для хранения запасов нефти, отмечает он. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков и представитель Минэнерго от комментариев отказались.

Нефтяники заявление Шматко вчера не комментировали. Но о необходимости сотрудничества с картелем, а возможно, и вхождении в ОПЕК, говорил вице-президент «Лукойла» Леонид Федун. По его расчетам, при господдержке российские компании могут сократить добычу на 300 000–400 000 барр./день.

В теории такое возможно, отмечает аналитик «Солида» Денис Борисов: большая часть объемов продается по контрактам сроком до года. Но идея трудно осуществима. «В отличие от Саудовской Аравии мы не можем просто перекрыть вентиль: сейчас скважины замерзнут, а вводить их заново дорого», – говорит аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров.