Дорогие выигрывают

В феврале россияне купили на 38% меньше новых автомобилей, чем годом раньше. Но продажи дорогих марок неожиданно выросли
С.Портер

В феврале продано 134 912 новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 38% меньше, чем годом раньше, свидетельствуют опубликованные вчера данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По сравнению с январем-2009 продажи увеличились на 14,9% (в прошлом году – на 26,6%).

Ни одна из марок, входящих в десятку лидеров (см. рисунок), роста не показала: максимальное падение – у Hyundai (7669 машин, -54% к февралю-2008), минимальное – у Mazda (4927 машин, -14%).

В феврале контрактов было заключено 50% от уровня 2008 г., говорит Вардан Даштоян, главный исполнительный директор розничного направления «Рольфа» (крупнейший по выручке российский дилер в 2007 г.; торгует Mitsubishi, Ford, Mazda, Hyundai и др.). В марте, по словам Даштояна, уровень контрактования снизился до 33% от прошлогоднего. Продажи в феврале упали до 30%, признает коммерческий директор «Центр-авто» (нижегородский дилер Chevrolet и Opel) Наталья Аверина.

Но среди не вошедших в топ-10 есть марки, которым удалось даже удвоить продажи. Рост или нулевое снижение показали 13 брендов, причем семь представляют премиум-сегмент: на 25% увеличились продажи BMW, на 3% – Audi, на прежнем уровне сохранились продажи Mercedes и т. д. (см. рисунок).

«Никто [из тех, у кого есть деньги] не верит ни в недвижимость, ни в рубль, ни в доллар. Опыт прошлого кризиса показал, что, купив дорогую машину, через год ее можно было продать практически за те же деньги», – объясняет Владимир Видулов, глава российского представительства консалтинговой компании JATO Dynamics. Сказались и общие для всего рынка факторы. Росту продаж дорогих машин помогли активная девальвация рубля и скидки, говорит директор по развитию бизнеса auto-dealer.ru Олег Дацкив. По его оценке, если раньше скидки на автомобили прошлого года составляли в среднем 5%, то сейчас – около 20%, а у отдельных производителей – до 35%. Скидки, подарки и спецпредложения на дорогие автомобили заставили купить машины тех, кто планировал это сделать, например, через год, замечает Даштоян.

Продажи Infiniti увеличились (+87%) благодаря спецпредложениям, подтверждает представитель «Ниссан мотор рус» Татьяна Натарова. Сборка Hummer (108 машин, +69%) и Cadillac (154 машины, +100%) на «Автоторе» позволила не повышать цены из-за новых импортных пошлин, добавляет Роман Скольский, PR-менеджер люксовых марок General Motors.

Значительная часть автомобилей премиум-марок продается по предварительному заказу клиента. В феврале к покупателям приходили дорогие машины, заказанные еще в начале кризиса – в октябре – ноябре, говорит Видулов.

Машины 2009 г. дилеры сейчас заказывают в основном под конкретных клиентов, и стоят они в среднем дороже на 15–25% в зависимости от марки; все в первую очередь настроены распродавать то, что есть, рассказывает Даштоян. Сейчас сток машин, по оценке Дацкива, составляет около 250 000 – это примерно двухмесячные продажи. «Это было бы нормально в мирное время, но сейчас спрос больше всего падает именно в недорогом и среднем сегменте – там, где падение и так уже критично», – объясняет он.