Кризис шоу не помеха

Завершившийся Женевский автосалон был богат на новинки, ведь работа над этими машинами началась за несколько лет до кризиса. Захотят ли и смогут ли потенциальные покупатели их приобрести – это другой вопрос

Репортаж. Женева. 79-й международный автомобильный салон

Bentley Supersports. Особый дизайн. Для самого мощного купе в истории марки Bentley разработала эксклюзивные колесные диски с 10 спицами диаметром 20 дюймов

1. Rolls-Royce 200ЕX: задние двери открываются против хода, как у старшей модели Phantom. 2. Audi A4 Allroad quattro: дорожный просвет увеличен до 180 мм. 3. У Saab 9-3Х клиренс вырос до 185 мм. 4. Skoda Yeti: дизайн мужественный, но не агрессивный. 5. Ди

Автомобильные компании заявляют о готовности ускорить разработку новых моделей, ведь в кризисные времена это лучший способ завоевать клиентов и доказать им свою состоятельность.

Антидепрессанты для миллионеров

От кризиса страдают все без исключения автокомпании. Но производителям автомобилей класса «люкс» все-таки чуточку легче, чем остальным. Ведь, как объясняет гендиректор Rolls-Royce Motors Том Пурвс, «во времена экономического кризиса первым страдает вторичный рынок автомобилей, затем масс-маркет, затем премиум-сегмент и лишь следом рынок автомобилей класса «люкс». А восстанавливаться начинает в обратном порядке, поскольку у богатых больше возможностей».

И потому даже представители компании Aston Martin, которая привезла в Женеву концепт автомобиля марки Lagonda, излучали недюжинный оптимизм. Англичане всерьез намереваются возродить люксовый бренд Lagonda, для которого Россия является особым рынком. Первый автомобиль Lagonda был построен в 1909 г., а уже год спустя Lagonda Tourer пришел первым в автопробеге, организованном Императорским российским автомобильным обществом. Это вызвало вал заказов из России, и в том же 1910 г. дилерские центры Lagonda открылись в Санкт-Петербурге и Москве.

В Женеве зрителям и потенциальным клиентам Lagonda был явлен крупный четырехместный автомобиль на 22-дюймовых колесах – создатели определяют его кузов как «современный турер». Мнения журналистов разделились: одни считают, что рынок давно ждал подобного люксового внедорожника ценой в несколько сотен тысяч евро и он будет пользоваться успехом, другие были разочарованы дизайном – формы исторической Lagonda обыгрывает разве что корма автомобиля, а передняя часть сглажена в угоду современным требованиям по безопасности.

Концепт-кар от Rolls-Royce под кодовым названием EX 200 собрал еще больше зрителей – и будущий «маленький» Rolls-Royce получил множество восторженных оценок.

Когда в 2003 г. появился Rolls-Royce Phantom, многие приняли его скептически. Дескать, неужели немцы из BMW смогут воспринять английский дух и возродить легендарную марку. Но с каждой новой моделью Rolls-Royce – Drophead Coupe, Coupe – мы видим, как бренд, казавшийся эфемерным, обрастает плотью и набирает силу. Теперь пришел черед «маленького» Rolls-Royce. В этом случае немцы тоже продемонстрировали, что они прекрасно изучили историческое наследие английской марки. Ведь первый «маленький» Rolls-Royce – Twenty появился вскоре после Первой мировой войны, когда стало очевидно, что даже богатые в ней сильно пострадали и им необходим не менее статусный, но все же менее дорогой автомобиль.

Rolls-Royce EX 200 cознательно сделан очень похожим на старшего брата – Phantom, и задние двери у новинки тоже открываются против хода. Потому что это не «Rolls-Royce для бедных», а новое предложение для существующих и будущих клиентов знаменитой марки: кое-кто жаловался, что 5,8-метровый Phantom для них слишком велик. По словам Пурвса, он ожидает, что новый Rolls-Royce заинтересует в первую очередь европейских и американских покупателей, в то время как Phantom по-прежнему будет пользоваться успехом в Азии. Предполагается, что цена (без налогов) на новый Rolls-Royce составит 200 000–250 000 евро, в то время как Phantom продается за 338 000 евро.

Bentley изо всех сил старается не отстать от своей бывшей материнской компании, а ныне конкурента. Но премьера нового поколения флагманского лимузина Arnage – конкурента Phantom – состоится лишь во второй половине этого года. А в Женеве был показан Bentley Continental Supersports – самый мощный автомобиль в истории марки, развивающий 621 л. с. Для уменьшения массы автомобиля салон купе сделан двухместным. Но главное – двигатель этого Continental Supersports способен работать как на обычном бензине, так и на биотопливе или их смеси в любой пропорции. «Мощность двигателя остается неизменной, – говорит гендиректор Bentley Motors Франц-Йозеф Пефген. – К 2012 г. аналогичная система появится на всех двигателях, устанавливаемых на автомобили Bentley».

У Alpina готово четвертое поколение BMW Alpina B7. Спортивной М-версии «семерки» BMW по традиции не делает, и партнер компании BMW из города Бухлое удовлетворяет запросы тех, кто «любит погорячее». По сравнению со стандартным BMW 750i, восьмицилиндровый двигатель которого развивает 407 л. с. и 600 Нм крутящего момента, двигатель Alpina (V8) выдает 700 Нм и 507 л. с. Alpina B7, как и обычная «семерка», будет выпускаться в двух вариантах – стандартном и длиннобазном.

Модно, быстро, экономно

Mercedes-Benz уже засветил новое поколение седана Е-класса в США, и потому в статусе «мировой премьеры» в Женеве выставлялось Е-купе.

«Вы первый, кто говорит мне, что фары нового Е-класса похожи на Lexus GS, – с улыбкой отвечает на мой вопрос новый главный дизайнер Mercedes-Benz Горден Вагенер. – Если вы посмотрите на историю Е-класса, которая восходит к Ponton 1954 г., то увидите, что каждое второе поколение революционно в дизайне, а первое – эволюционно. Если мы вернемся на два поколения Е-класса назад, то вспомним, что тот Mercedes с четырьмя круглыми фарами был настоящей революцией и был очень успешен. Мы решили, что пришло время новой революции и сделали «граненые» фары, которые гармонируют с формами всей машины».

Но если это и революция, то очень бархатная. А в интерьере, кажется, изменений еще меньше: раньше воздуховоды были наверху, а дисплей внизу центральной консоли; теперь они поменялись местами. Очень похоже на то, как плохой студент копирует из интернета чью-то курсовую и затем переставляет в ней абзацы местами. Кажется, и сам Вагенер понимает, что новый Е-класс – далеко не дизайнерский шедевр. Ибо первое, что он сделал, возглавив департамент дизайна Mercedes-Benz, – полностью изменил его структуру, разделив подразделения, которые занимаются дизайном интерьеров и экстерьеров: «Для того чтобы люди специализировались на дизайне интерьера или экстерьера». Дождемся новых моделей, которые будут полностью сделаны под руководством Вагенера.

Мировая премьера нового BMW Z4 (первого родстера BMW с жесткой складной крышей) также состоялась в январе, и потому на стенде баварского концерна главное место занимал Concept 5 Series Gran Turismo. Этим концептуальным автомобилем с кузовом хетчбэк BMW вновь пробует создать новую нишу (почему до сих пор все считали, что хетчбэк обязательно должен быть небольшим и сравнительно недорогим автомобилем?): он побольше 5-й серии BMW, но поменьше 7-й, повыше седанов, но пониже кроссоверов серии Х. А задняя дверь может открываться в двух вариантах – как у седана и как у хетчбэка.

Mazda привезла в Женеву «экстремальную» версию Mazda3 MPS. Под капотом у нее тот же турбированный мотор 2,3 л мощностью 260 л. с., что устанавливался Mazda3 MPS предыдущего поколения: максимальная скорость по-прежнему составляет 250 км/ч, а время разгона до 100 км/ч – 6,1 с. Зато инженерам удалось снизить расход топлива на 0,5 л на 100 км пробега. Версия MPS внешне ощутимо отличается от гражданской «трешки»: спереди в крышке капота сделана крупная прорезь – для охлаждения двигателя, сзади автомобиль выделяется массивным спойлером и двумя выхлопными трубами. Продажи Mazda3 MPS в России начнутся в октябре этого года.

«Зеленая» тема постепенно становится актуальной и для нашей страны. Во всяком случае, так считают маркетологи Toyota: третье поколение гибрида Toyota Prius будет продаваться и в России (не раньше осени). Автомобиль приводится в движение 1,5-литровым бензиновым и 60-киловаттным электродвигателями. Производитель сообщает, что совокупная мощность Prius по сравнению с предыдущей версией выросла на 22% 136 л. с., при этом автомобиль стал экономичнее на 14%: в смешанном цикле Prius должен потреблять только 3,9 л бензина на 100 км. Автомобиль длиной 4460 мм и высотой 1490 мм разгоняется до 100 км/ч за 10,4 с и достигает максимальной скорости 180 км/ч. У нового Prius – светодиодные фары. И это не просто дань моде или дизайнерский ход: их применение позволяет сократить потребление электричества в автомобиле на 30%.

Все четыре колеса

Несмотря на кризис, кроссоверы по-прежнему актуальны: в Женеву многие автопроизводители привезли как новые серийные автомобили, так и концепты, запуск в производство которых никто откладывать не собирается.

По стенду Skoda разгуливал симпатичный снежный человек, который приставал (в рамках приличий) к еще более симпатичным стендисткам, из динамиков доносился шум сходящих лавин... Так чешская компания обставила представление компактного кроссовера Skoda Yeti. Автомобиль у дизайнеров Skoda тоже получился симпатичный и стильный. Крупные противотуманные фары, поднятые выше бампера, выштамповки на капоте, релинги на крыше придают автомобилю мужественности, но не делают 4,2-метровую машину излишне агрессивной – думается, за рулем Skoda Yeti легко могут представить себя и мужчины, и женщины. Производство автомобилей в Чехии начинается уже этой весной (обсуждается возможность сборки Yeti в Калуге), поставки в Россию начнутся ближе к концу года.

Peugeot провел в Швейцарии мировую премьеру первого кроссовера собственной разработки – Peugeot 3008. Самое интересное у 3008 – внутри: оригинальный многоуровневый багажник и прекрасно нарисованный и исполненный салон. Последние модели Peugeot радуют изящными интерьерами, но Peugeot 3008 затмил всех предшественников. Похоже, французы понимают, в чем их сила: описание Peugeot 3008 в 52-страничном пресс-релизе начинается не с двигателя, не с трансмиссии, а именно с интерьера. А под капотом у нового французского кроссовера (длина – 4363 мм, высота – 1639 мм) может оказаться один из трех дизельных двигателей (мощностью от 110 до 163 л. с.) и трех бензиновых (120–156 л. с.). Поставки Peugeot 3008 в Россию начнутся в конце этого года.

Дизайн концепта Nissan Qazana вдохновлен, как признаются разработчики, пляжными багги. Несмотря на то что этот тип транспортного средства для России более чем экзотичен, серийный кроссовер на основе этого концепта, который в будущем году пойдет в производство, будет продаваться и в России. Дизайнеры Nissan обещают в целом сохранить внешность концепта в серийной модели. Если они сдержат свое обещание, это будет настоящая революция: таких кроссоверов на наших дорогах и бездорожье еще не было. Глубоко посаженные фары (еще пара светодиодных фар забралась аж куда-то к лобовому стеклу), акцентированные колесные арки, скругленное лобовое стекло – Nissan Qazana смотрится куда солиднее своих 4 м в длину и 1,57 м в высоту. То есть по габаритам младший брат Qashqai попадает в класс B. Конкуренции в нем пока почти что нет: соперничать за покупателей с новым Nissan будут Skoda Yeti, Toyota Urban Cruiser и соплатформенные Suzuki SX4 и Fiat Sedici.

На стенде Hyundai прошла премьера еще одного концептуального кроссовера. Hyundai ix-onic в будущем году придет на смену Tucson, выпускающемуся с 2004 г. Нарисованный в дизайн-центре Hyundai в Германии, ix-onic имеет 4400 мм в длину и 1650 мм в высоту. Автомобиль будет комплектоваться четырехцилиндровыми бензиновым и дизельными двигателями и шестиступенчатой АКПП с двумя сцеплениями.

Audi планомерно расширяет свой модельный ряд. В Женеве свет увидел A4 Allroad: теперь у поклонников среднеразмерных автомобилей Audi есть выбор между обычным универсалом А4, кроссовером Q5 и универсалом повышенной проходимости A4 Allroad (дорожный просвет по сравнению с «гражданским» автомобилем увеличен до 180 мм). Первоначально на выбор покупателям будут предложены три двигателя: 2-литровый бензиновый TFSI (211 л. с.) и два турбодизеля (2.0 TDI, 170 л. с. и 3.0 TDI, 240 л. с.). В Западной Европе цена на A4 Allroad начинается от 37 100 евро.

Конкурентом новой Audi станет полноприводный универсал повышенной проходимости Saab 9-3X. В Женеве он был выставлен в том же зале и по иронии судьбы тоже был выкрашен в белый цвет, как и A4 Allroad. (Тест-драйв Saab 9-3X читайте в «Ведомости.Пятница» от 6.03.2009). Поставки Saab 9-3X в Россию запланированы на осень 2009 г., цены пока не известны.

«Разрешение на покупку Rolls-Royce мужьям дают жены»

Том Пурвс, генеральный директор Rolls-Royce Motor Cars

– Концепт-кар 200EX – стопроцентно узнаваемый Rolls-Royce. Но он слишком похож на Phantom. Вот перед нами висит большое фото нового Rolls-Royce в профиль. Думаю, что 99% людей, взглянув на это фото, не смогут сказать, что перед ними – Phantom или 200EX. Вас не смущает возможная путаница? – В ваших словах есть правда. Но множество людей не способны отличить и третью серию BMW от Mercedes C-класса, несмотря на то что различий между ними несравнимо больше. Главное, что вы узнаете Rolls-Royce – даже не глядя на эмблему. – Но не боитесь ли вы, что «маленький» Rolls-Royce повредит продажам Phantom? – Абсолютно нет, потому что история свидетельствует: когда у Rolls-Royce было две модели, наши продажи шли лучше. Так было в 20-х гг., когда выпускались Phantom I и Twenty, в 50-х – с моделями Silver Wraith и Silver Dawn, в 70-х – Silver Shadow и Phantom VI. Одна модель поддерживала другую, и в эти периоды компания была сильнее всего. Утром к нам на стенд заходил джентльмен – большой поклонник Rolls-Royce, у него есть Phantom. Но он хочет купить новый Rolls-Royce, потому что Phantom для него чересчур большой. 85% людей, которые выказали заинтересованность в новой машине, не являлись раньше владельцами Rolls-Royce. – Вы по-прежнему собираетесь начать продажи новой модели в следующем году. Не хотите перенести запуск из-за кризиса? – Когда приходит кризис, вам тем более нужны новые продукты. Естественно, кризис – это не лучшее время для запуска новой модели, и тем не менее... Во-первых, новая модель привлекает внимание к марке. Следовательно, она привлекает покупателей и к Phantom. В-третьих, когда люди видят новый Rolls-Royce в такое время, они делают вывод: Rolls-Royce верит в свое будущее. – Новый Rolls-Royce меньше Phantom. Не ожидаете, что среди покупателей новой модели будет больше женщин? – По нашей статистике, свыше 90% покупателей Rolls-Royce – мужчины. Но женщины оказывают большое влияние при выборе автомобиля – на цвет, отделку. И это они дают мужьям разрешение на покупку. Но кто садится за руль – я не знаю (смеется). – Видите ли вы конкурентов для этой машины? – Нет. Принимая решение о покупке этого автомобиля, клиент будет выбирать между еще одним домом, вертолетом, яхтой... – В прошлом году Rolls-Royce увеличил продажи на 20% по сравнению с 2007 г. – с 1000 до 1200 автомобилей. Чего вы ждете в 2009 г.? – Продажи первых двух месяцев этого года сравнимы с тем же периодом 2008 г. Сохранить прошлогодний объем продаж в 2009 г. – амбициозная цель. Я реалист: это тяжелое время для всех, в том числе и для наших клиентов. – А каковы производственные мощности завода Rolls-Royce в Гудвуде? – Я не знаю, будет ли следующий год хорош или плох. Но наше представление таково, что в нормальных экономических условиях годовой объем производства всех моделей Rolls-Royce должен составлять 3000–3500. У нас нет цели достичь объемов Ferrari или Bentley. Какова будет пропорция между автомобилями двух линий, я не знаю. Может быть, 1000 Phantom и 2000 машин новой модели.