Кто выдаст кредит?

Дочерние банки компаний-автопроизводителей в развитых странах финансируют львиную часть продаж автомобилей своих концернов. Подразделения почти всех этих банков есть и в России, но они пока не очень активны

И действительно, заметно увеличилось количество тандемов между банками и финансовыми подразделениями автоконцернов: GM Finance – Альфа-банк, Nissan Finance и Renault Credit – «Юникредит банк», Ford Finance – Русфинансбанк, Райффайзенбанк, Газпромбанк, «Уралсиб» и т. д.

Ford Motor Credit Company, дочерняя компания Ford Motor Company, финансирует около 40% продаж новых автомобилей Ford, Lincoln и Mercury в США. На кредиты «дочки» Renault – RCI Bank покупаются 32,5% автомобилей марки во Франции. Казалось бы, автокомпании могут поддержать падающие продажи в России, увеличив кредитование через свои банки. Но привлечь дополнительные ресурсы в условиях кризиса способные немногие.

Кризис дает шанс

В России кэптивные банки мировых автоконцернов находятся только в начале пути, хотя финансовый кризис дает им шанс резко наверстать упущенное. Закрытие источников дешевого долгосрочного фондирования заставило российские банки сокращать выдачу по программам автокредитования, отмечает аналитик Frank Reserch Group Юрий Грибанов в исследовании «Рынок розничных банковских услуг 2008: карнавала не будет». Многие банкиры были уверены, что российским универсальным банкам придется активнее сотрудничать с банками автоконцернов – ведь они сидят на деньгах, к тому же вынуждены поддерживать спрос на продукцию материнских компаний.

По наблюдениям Грибанова, сильнее остальных закрепили позиции Тойота-банк, «Мерседес-бенц банк» и БМВ-банк, получившие лицензии на ведение банковской деятельности в России.

Весь прошедший год они активно наращивали розничную сеть, некоторые готовы продолжать и в этом году. Тойота-банк работает в 21 автосалоне Toyota и 12 салонах Lexus в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Екатеринбурге. В планах банка – покрыть всю сеть Toyota и Lexus в России, делится президент Тойота-банка Олаф Найтцш.

Формирование сети продаж БМВ-банка (кредитует покупки BMW и Mini) закончено, сказала представитель BMW Ксения Климушина: банк предоставляет свои услуги во всех регионах, где расположены официальные дилеры BMW.

У Volkswagen Group Finanz (выдает кредиты на Audi, Skoda и Volkswagen) есть представительства в Самаре, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, говорит представитель группы Наиль Ягудин, в 2009 г. появятся еще в Ростове и Новосибирске.

«Мама» поможет?

Вопрос финансирования кредитных программ и льготных ставок автобанки сочли слишком щекотливым, но заверяют, что без материнской помощи не останутся.

«У нас есть возможность получать финансирование от материнской компании», – уверяет президент Тойота-банка Олаф Найтцш. По его словам, банк хочет увеличить размер капитала, чтобы получить доступ к более дешевым финансовым ресурсам на российском рынке: «Мы испытываем недостаток рублевой ликвидности, в связи с чем в конце 2008 г. мы приостановили кредитование в рублях. Что касается иностранной валюты, мы продолжаем выдавать кредиты в долларах США под 9,5–10,5% годовых».

«Основным источником фондирования остается материнская компания, при этом использовались различные его формы – увеличение уставного капитала, кредиты, – говорит гендиректор БМВ-банка Анна Морозова. – Объемы финансирования от материнской компании не сократились по сравнению с запланированными, однако кредитование в настоящее время ограничено кредитами в долларах США и евро, что, безусловно, ограничивает предложение банка на российском рынке. Кризис рублевой ликвидности представляет существенную проблему для банка, так как доступ к локальным источникам фондирования весьма ограничен в силу того, что банк только что начал свою деятельность».

Из отчетности Ford Motor Company за 2008 г. следует, что концерн выделил автокредитование в приоритет и объявил, что намерен поддерживать финансовое подразделение ликвидностью. Но в России компания дочерний банк открывать не намерена. «Ford не собирается менять бизнес-модель [финансирования продаж автомобилей в России], – сказал «Ведомостям» президент Ford of Europe Джон Флеминг. – Поскольку это потребовало бы открытия новых кредитных линий для Ford в Европе, что в настоящих условиях малореально».

В среднесрочной перспективе компания рассчитывает участвовать в госпрограммах поддержки автопрома: модели Ford, произведенные в России, попали в перечень автомобилей, кредит на которые обойдется покупателям дешевле за счет госсубсидий.

Холодная зима

Банки зарубежных автоконцернов получают в основном валютное финансирование, они остро ощутили на себе рублевый голод, а валютные кредиты, на которые ориентированы их программы, при девальвации не востребованы, указывает руководитель розничного подразделения крупного российского банка. Продавать машины в кредит на фоне растущей безработицы становится все сложнее.

По оценкам дилеров, количество продаж в кредит сократилось с 70% (середина 2008 г.), до 15% в феврале 2009 г., указывает директор по связям с общественностью Ford Russia Екатерина Кулиненко. Доля спецпрограмм Ford в объеме кредитования в середине 2008 г. была лишь 20%, сейчас на нее приходится большая часть продаж в кредит, хотя и кредиты по спецпрограммам сократились на 15% (по сравнению с ноябрем – декабрем 2008 г.). В 2009 г. каждый месяц сокращение составляло 1%, подсчитали эксперты Ford Russia.

До начала кризиса доля кредитных продаж в дилерских центрах Toyota была в районе 20–30%, констатирует Найтцш. Сейчас доля снижается: многие банки временно приостановили программы автокредитования или предложили высокие ставки, продолжает он, однако насколько снизился вклад банка в объем продаж Toyota в России, не уточняет. Поддерживать объем продаж Найтцш намерен за счет выхода в регионы, а также активного финансирования дилеров.

По сравнению с декабрем БМВ-банк также отмечает спад в объемах кредитования, но спрос на авто цикличен, объясняет Климушина: весной и в конце года он повышается. В среднем на кредиты теперь приходится треть продаж – из них половину выдает БМВ-банк, добавляет она.

Сопоставимые объемы продаж показывает и финансовое подразделение Volkswagen Group Finanz. Показатель постоянно растет, уверяет коммерческий директор компании «Фольксваген финансовые услуги» Владимир Мартюков.

В условиях высокой турбулентности рынка сложно строить долгосрочные планы по выдаче кредитов, говорит Климушина: «Мы подвержены изменениям динамики рынка автомобилей, но количество автомобилей, проданных в кредит, по отношению к общему объему продаж остается стабильным».

В 2009 г. банки вынужденно продолжат сокращать автокредитные программы, уверен Грибанов. Они будут и дальше ужесточать скоринг и снижать сроки кредитов – теперь вместо 6–7 лет срока кредита предлагают лишь пять, указывает он.

Также Грибанов ожидает увеличения среднего срока владения автомобилем – в последнее время он снизился до 2–3 лет – и роста спроса на подержанные машины. На это уже обратил внимание Тойота-банк. Он планирует предложить клиентам кредит на подержанные автомобили и кредит с остаточной стоимостью, когда заемщик может сдать автомобиль дилеру по истечении срока кредитного договора.

Банки автоконцернов работают на два фронта: на их плечах поддержание спроса на продукцию, но их работа зависит от прибыли материнских компаний, указывает Грибанов, – они будут биться до конца, чтобы хоть как-то поддерживать бизнес.