Новинки книжных развалов


Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру

Генри Минцберг

М.: Эксмо, 2009. 464 с.

Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую речь-экспромт, шутил Марк Твен. Генри Минцберг, автор Inside Our Strange World of Organizations (как, однако, любят наши издатели переиначивать названия!), свой главный труд писал гораздо дольше, хотя вначале думал просто собрать под одной обложкой «печатные работы».

В книге признанного гуру менджмента подробно расписаны знакомые многим семь типов организаций (предпринимательский, механистический, диверсифицированный, профессиональный, новаторский, миссионерский и политический); 10 ролей менеджера (номинальный глава, лидер, связующее звено, наблюдатель, проводник, представитель, предприниматель, решающий проблемы, распределитель ресурсов и участник переговоров); менее известная его модель жизненного цикла организации, ориентированная «на перемены во власти», а также другие понятия и даже метафоры.

«Менеджер является ремесленником-гончаром, стратегия – глиной, – пишет Минцберг. – Подобно гончару, менеджер находится между прошлым (корпоративными способностями организации) и будущим (рыночными возможностями). И если он настоящий мастер, то привнесет в работу такое же внутреннее знание материалов, имеющихся в его распоряжении, как хороший гончар. В этом суть создания стратегии». Организации он также предлагает увязать «с каким-то метафорическим образом (механистическую – с реальным механизмом, диверсифицированную – с портфелем, миссионерскую – с ореолом, новаторскую – с кристаллической структурой и т. д.». Возможны ассоциации и с природой: он предлагает представить миссионерскую организацию «в виде стада мускусных быков или стаи леммингов; политическую – в виде ведра с крабами; новаторскую – в виде группы бобров, строящих плотину».

Многие обратят внимание на вывод о том, что «предпринимательская конфигурация имеет тенденцию возникать в организациях самых разных типов в периоды, когда они сталкиваются с кризисами». «Припертая к стене, когда на кон поставлено само ее выживание, рассчитывая на спасение, компания обычно обращает свой взор на сильного лидера, – пишет Минцберг. – В результате ее структура фактически (хотя и не всегда формально) упрощается, поскольку власть, которой в обычное время обладают разные группы сотрудников – штабные аналитики, линейные менеджеры, операторы-профессионалы и т. д., – подавляется, с тем чтобы президент или директор путем персонифицированного контроля мог распространить в организации свое новое видение». Сокращая расходы, лидер, по мнению Минцберга, совершает операционную революцию. А изменяя «базовую, товарную или сервисную ориентацию своей компании», возглавляет революцию стратегическую.