Невыгодная нефть

Большинство новых проектов в нефтедобыче нерентабельно и при цене $150 за баррель, подсчитало Минэнерго. И предложило свою концепцию налогообложения для новых месторождений, с которой удалось ознакомиться «Ведомостям»
С.Петров

Данные нефтяных компаний привели Минэнерго к выводу, что при нынешнем налоговом режиме большинство новых проектов нефтяников нерентабельно. Из почти десятка крупных месторождений лишь три имеет смысл разрабатывать, и то при цене Urals не ниже $60–90 за баррель (см. инфографику). Без дополнительных льгот для новых месторождений к 2013 г. в России будет добываться на 40 млн т нефти меньше прошлогоднего уровня, прогнозирует министерство.

Министр энергетики Сергей Шматко еще в феврале, после совещания с участием премьер-министра, пообещал нефтяникам новую систему налогообложения. Тогда Шматко говорил, что при нынешних налогах и низких ценах на нефть разработка 94% новых месторождений окажется нерентабельной. Для них налог будет взиматься от реально накопленного дохода, или, проще говоря, от сверхприбылей компаний, объяснял министр суть нововведений.

О налоге на дополнительный доход (НДД) чиновники заговорили после обвала цен на нефть в конце прошлого года: экспортная пошлина не успевала снижаться вслед за резким падением на сырье, и в октябре нефтяники сообщали о потерях в $120–140 с тонны нефти, отправленной на экспорт.

Отказаться от пошлины чиновники не готовы, но согласны, что ставки «должны быть снижены». НДПИ для новых месторождений может быть отменен или может рассчитываться с учетом стоимости добытой нефти и транспортных издержек, а не от ее объема, как сейчас. А взамен может появиться дополнительный налог – НДД, следует из концепции Минэнерго.

Расчета ставок новых налогов в документе нет. Пока это только рамочный вариант, в котором определены основные принципы реформы, но не ее параметры, говорит представитель Минэнерго. На этой неделе министерство впервые вынесло проект на рассмотрение межведомственной рабочей группы, которой и предстоит разработать согласованный вариант, уточнил он. Если к концу года чиновники определятся с системой налогообложения для новых месторождений, это будет «хорошим» результатом, заявил вчера замминистра финансов Сергей Шаталов. Главная задача – «минимизировать налоги на начальной и конечной стадии разработки» и «взять больше, когда месторождение более продуктивно», цитирует его слова «Интерфакс». В основных направлениях налоговой политики до 2012 г., подготовленных Минфином, введение НДД предполагается не раньше 2011–2012 гг., диапазон ставки налога – от 15% до 60%.

В мире разброс видов и размеров ставок НДД велик и зависит от того, присутствуют ли в налоговой системе страны налоги с выручки, а также какова ставка обычного налога на прибыль, отмечает руководитель глобальной налоговой практики для нефтегазового сектора Ernst & Young Алексей Кондрашов. В мировой практике НДД применяется только к сегменту добычи и рассчитывается отдельно по месторождениям, это позволяет быстро вычитать из налогооблагаемой базы понесенные капзатраты, говорит эксперт. «Налоги с выручки, которые исторически доминируют в России, не учитывают рост затрат и снижают эффективность дорогостоящих проектов», – добавляет Кондрашов. Россия – едва ли не единственная страна, применяющая экспортные пошлины в нефтегазовой отрасли, добавляет главный энергетический аналитик IHS Global Insight Симон Ворделл. Замена пошлин, меняющихся вслед за колебаниями цен на нефть, другим налогом позволила бы российским компаниям более эффективно планировать работу, согласен он.

За январь – апрель общие доходы федерального бюджета составили 2,2 трлн руб., 11,5% из них дали экспортные пошлины на нефть, 9% – НДПИ с нефти. Но инициатива Минэнерго вряд ли приведет к ощутимому сокращению поступлений в бюджет, рассуждает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина: «Для части новых месторождений уже введены налоговые каникулы по НДПИ, увеличения налоговых поступлений от них никто и не ждал». Если налоговые новации Минэнерго распространятся на месторождения, разработка которых только готовится, это не снизит текущий уровень поступлений к бюджет, но он недополучит часть потенциального дохода, рассуждает она. Пока нет даже определения, что считать новым месторождением, сетует аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. По его мнению, налоговых новаций для нефтяной отрасли до окончания кризиса ожидать не стоит.

Но нефтяники надеются. Введение НДД – одно из предложений нефтяных компаний, говорит пресс-секретарь ТНК-ВР Николай Горелов, а в идеале они хотели бы замены всех налогов налогом на прибыль, который выплачивается, когда проект вышел на окупаемость. Налоговая система должна быть такой, чтобы стратегические месторождения окупались при нормальной конъюнктуре – $60–80 за баррель, говорит представитель «Газпром нефти»: предложения Минэнерго компания поддерживает. Своими расчетами возможной экономии и окупаемости новых проектов нефтяники не делятся. Зато главный исполнительный директор Shell Йерун ван дер Вир на экономическом форуме в Петербурге говорил, что, если ничего не менять, себестоимость добычи нефти в Восточной Сибири может доходить и до $80 за баррель. А без освоения новых регионов сохранить статус крупнейшей нефтегазовой державы России не удастся, предупреждал он.