Судить заново

Дело об убийстве Анны Политковской рассмотрят по второму кругу: Верховный суд отменил оправдательный вердикт присяжных. Защитники и пострадавшие считают решение политическим

Военная коллегия Верховного суда (ВС) вчера отменила оправдательный приговор Московского окружного военного суда по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. ВС вернул дело на новое рассмотрение.

В феврале коллегия присяжных признала невиновными в причастности к преступлению братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых (им инкриминировали слежку за журналисткой), бывшего капитана УБОП Сергея Хаджикурбанова (считается организатором преступления) и подполковника ФСБ Павла Рягузова (проходил по не связанному с убийством эпизоду).

Оправдательный приговор оспорила Генпрокуратура: представители обвинения ссылались на многочисленные процессуальные нарушения, допущенные во время суда. В частности, судье Зубову инкриминировали отсутствие должной реакции на злоупотребления со стороны адвокатов и тот факт, что процесс был сначала объявлен закрытым, а затем открыт (после скандала, вызванного заявлением одного из присяжных о том, что члены коллегии не настаивали на закрытом рассмотрении, как об этом было объявлено официально). Также, по мнению прокуроров, на создание негативного мнения в отношении гособвинения повлияли нелицеприятные высказывания адвокатов о тактике ведения следствия и то, что защита выходила за рамки предъявленного обвинения.

Аргументация прокуратуры была очень слабой, говорит адвокат братьев Махмудовых Мурад Мусаев. Если кто и выходил за рамки обвинения, то как раз прокуроры – например, они говорили о Рустаме Махмудове (находится в бегах, его дело выделено в отдельное производство) как об исполнителе преступления. Но решение ВС было абсолютно предсказуемым, добавляет адвокат. «Присяжные еще могут дать пинка нашей судебной системе, но люди в черных мантиях сделают все как надо», – констатирует он. Адвокат Хаджикурбанова Игорь Кострица полагает, что и новый приговор будет оправдательным: доказательная база, которой располагает следствие, просто не позволит присяжным прийти к другим выводам.

«Понятно, что решение во многом политическое, кого-то нужно было наказать, – соглашается представитель «Новой газеты» Надежда Прусенкова. – Мы уверены, что обвиняемые в той или иной мере причастны к преступлению, но этот суд может превратиться в имитацию реального расследования. Ведь до сих пор не нашли ни заказчика преступления, ни исполнителя, ни того, кто его оплачивал».