В целом: Надежда на вечный двигатель

Кризис заставил компании связи заморозить инвестиционные проекты. С прибылью из него выйдет тот, кто найдет ресурсы на развертывание сети широкополосного доступа в интернет, единодушны участники конференции газеты «Ведомости» о рынке телекоммуникаций.
Reuters

Время экономить. 19%

компаний сократили в I квартале 2009 г. размер компенсации расходов сотрудников на мобильную связь, по данным исследования Avanta Personnel. В 2008 г. такие компенсации предоставляли работникам девять из 10 компаний.

16%

населения стали экономить на сотовой связи, показал опрос группы «Комкон» в январе 2009 г. В IV квартале средние траты абонента на сотовую связь сократились по сравнению с предыдущим кварталом на 7% до 423 руб. в месяц.

Интернет в корзине

Разрыв между стоимостью ШПД в столицах и регионах нарастает – такой вывод сделали аналитики Comnews Research, проанализировав тарифы на безлимитный доступ со скоростью 1 Мбит/с в 35 крупнейших городах России. Воспользовавшись данными Росстата, аналитики Comnews подсчитали: в Москве расходы на безлимитный ШПД со скоростью 1 Мбит/с (490 руб. в месяц) составляют 1,9% от средних месячных расходов на душу населения, в Петербурге (400 руб. в месяц) – 2,7%, а более чем в 50% крупных городов они превышают 10%. Самый дорогой интернет оказался в Астрахани (37,4%, 2900 руб.). Причина разрыва в ценах, по мнению аналитиков, в недостатке конкуренции в регионах, где основная доля рынка у межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста».

Мировой экономический кризис, который затронул Россию осенью прошлого года, изменил ситуацию во всех секторах экономики, в том числе и на телекоммуникационном рынке. Резкое ужесточение условий кредитования и, как следствие, уменьшение кредитных ресурсов заставили компании сократить свои программы развития и снизить операционные затраты.

Девальвация рубля больше всего коснулась тех предприятий, которые в предыдущие годы активно занимали средства для развития за рубежом. Значительное снижение курса рубля привело к убыткам от переоценки валютных долгов. Главный управляющий директор «Вымпелкома» Борис Немшич объяснил убыток $251 млн в I квартале 2009 г. переоценкой долга, который в конце марта составлял $7,7 млрд (261,7 млрд руб. по среднему за квартал курсу; с января «Вымпелком» стал отчитываться не в долларах, а в рублях). 76% задолженности номинировано в долларах, а рубль за январь–март 2009 г. подешевел к доллару на 16%, и убыток от курсовых разниц составил 23,6 млрд руб. ($695,5 млн). Аналитики девяти инвестбанков, опрошенных Reuters, в среднем прогнозировали вдвое больший убыток – $505 млн.

Кроме того, из-за девальвации рубля выросли затраты на приобретенное ранее импортное оборудование. Впрочем, многие операторы после начала кризиса провели успешные переговоры с его производителями, также оказавшимися в сложной ситуации, о снижении цен и переносе платежей, об этом в частности говорили представители МТС и «Вымпелкома».

В условиях кризиса снизился общий индекс потребления – как личного, так и корпоративного. Частные и корпоративные абоненты сократили затраты на дорогостоящие услуги связи – мобильный роуминг, междугородная и международная связь. У компаний отрасли началось снижение выручки. Так, у «Вымпелкома» в I квартале 2009 г. она сократилась на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до $1,97 млрд.

Все эти процессы привели к изменению кредитного качества компаний отрасли. Рейтинговые агентства выставляют все больше негативных прогнозов по ним. Тем не менее, по данным аналитика рейтингового агентства Standard and Poor’s Александра Грязнова, если посмотреть на изменения кредитных рейтингов компаний на развивающихся рынках за последние 12 месяцев, то по соотношению произошедших повышений и понижений рейтингов телекоммуникационный сектор опережает другие отрасли – около 45% рейтинговых действий было позитивными.

Традиционная связь

Доходы операторов фиксированной связи показывают большую устойчивость к кризисным явлениям, замечает аналитик CreditSuiss Ольга Быстрова. Операторы фиксированной связи более защищены от падения выручки, соглашается Грязнов.

Основной угрозой доходам фиксированных операторов остается процесс замещения фиксированной связи мобильной (F2M – fix to mobile). В России он происходит, так же как и в других странах, с начала 2004 г. доля сотовой связи в голосовом трафике выросла с 51% до 66%.

Эта тенденция будет продолжена и в дальнейшем, считает Быстрова, однако в краткосрочной перспективе операторы проводной связи смогут выиграть от кризиса, так как потребитель стал более чувствительным к ценам. Ведь хотя цены мобильных и фиксированных операторов сблизились (в IV квартале 2008 г. минута мобильной связи была в среднем на 20% дороже фиксированной, тогда как в 2006 г. – в 2,4 раза), проводная связь все еще дешевле мобильной, заключает Быстрова. Кроме того, компенсация снижения выручки от традиционной телефонии будет происходить за счет развития фиксированного ШПД, уверен Грязнов.

Девальвация рубля слабо повлияла на операторов фиксированной связи из-за преобладания в структуре их долга рублевых заимствований. А принадлежность большинства из них к государству дает им возможность пользоваться поддержкой госбанков для рефинансирования обязательств, замечает Грязнов. Это приведет к снижению их долговой нагрузки в ближайшие несколько лет, ожидает он. Таким образом, кредитное качество фиксированных операторов и их рейтинги будут зависеть не столько от глобальных факторов, сколько от финансовой политики компаний, заключает Грязнов.

Мобильная связь

Рынок мобильной связи, сформировавшийся буквально за минувшее десятилетие, стал едва ли не самым всеохватывающим: номинальное проникновение мобильной связи в России превысило 135% и даже реально достигает не менее 85%. Отрасль по праву можно назвать одной их самых высоко конкурентных в России: на рынке работают три федеральных и ряд сильных региональных игроков.

За последние годы доходы мобильных операторов благодаря росту экономики, благоприятному регулированию и успешным стратегиям росли значительными темпами, однако в кризис оказались подвержены рискам, связанным со значительным падением выручки и с эффектом от девальвации рубля.

В I квартале 2009 г. впервые в истории сократились доходы от мобильной связи в Западной Европе, что связано в основном с падением доходов от голосовых услуг, хотя рост доходов от передачи данных оставался двузначным. В России экономика сократилась больше, чем во многих других странах, падение ВВП в I квартале 2009 г. составило 9,5%. Сокращение доходов населения и падение деловой активности вылились в падение среднего ежемесячного счета абонентов сотовых сетей в I квартале, так как абоненты начали переходить на более дешевые тарифы, а трафик перетекать на более дешевые направления. Аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович приводит такую статистику: у «Вымпелкома» сократилось среднее количество минут на одного абонента в месяц (MOU) в России на 10,9% по сравнению с IV кварталом до 203 мин, а у МТС – лишь на 6% до 205 мин. Падение среднего счета на абонента (ARPU) у компаний было примерно одинаковым – 9% у МТС (234 руб.) и 10% у «Вымпелкома» (306,6 руб.).

Сокращение выручки привело операторов к пониманию необходимости сокращения затрат. Но из-за инфляции их возможности по снижению издержек ограничены, предупреждает Грязнов. При этом, несмотря на некоторое оживление на рынках капитала, возможности новых заимствований и рефинансирования существующих обязательств остаются ограниченными, считает он.

Девальвация рубля, приведшая к переоценке валютных заимствований и значительному сокращению выручки выраженной в долларах, заставила российских мобильных операторов притормозить развитие. Были заметно снижены капитальные вложения, приостановлены поглощения на внутреннем рынке и экспансия на внешние рынки. Единственное направление, в которое операторы продолжают инвестировать, – разворачивание сетей 3G, во-первых, из-за лицензионных условий, а во-вторых, из-за перспектив роста, связанных с развитием мобильных услуг передачи данных.

Если падение доходов населения и рост безработицы продолжатся и дальше, то будут усиливаться также негативные тенденции I квартала, уверена Быстрова. Сохранение текущих рейтингов мобильных операторов зависит не только от их финансовой политики, но и от экономической ситуации в странев целом, согласен с ней Грязнов, а повышение их кредитного качества и вовсе крайне маловероятно.

По словам Быстровой, спрогнозировать перспективы российского рынка в случае ухудшения ситуации можно, посмотрев на пример Украины, где, несмотря на падение ВВП на 20%, доходы двух крупнейших мобильных операторов в национальной валюте упали лишь на 5–10%. А Грязнов ожидает усиления конкуренции в мобильном секторе и возможного перераспределения рыночных долей.

Широкополосные перспективы

«Мы переходим к той стадии, когда на телекоммуникационную отрасль надо смотреть как на электричество и двигатель внутреннего сгорания, которые во время индустриальной революции привели к колоссальному скачку производительности. Так, в Европе ожидают, что внедрение ШПД помимо роста экономики позволит создать 2 млн рабочих мест, производительность которых будет в шесть раз выше, чем в среднем по Европе», – уверен Александр Изосимов, президент группы компаний «ВымпелКом» и председатель cовета директоров Всемирной ассоциации GSM.

Основные надежды телекоммуникационного рынка связаны с развитием широкополосного доступа (ШПД) в интернет, сходятся во мнении практически все эксперты. Фиксированной связи развитие ШПД поможет удержать стремительно сокращающуюся долю рынка и компенсировать снижение выручки от традиционной телефонии, а мобильной – сохранить темпы роста доходов, замедлившиеся после насыщения рынка голосовых услуг.

Услуги ШПД, как фиксированного, так и мобильного, оказали наиболее сильное сопротивление спаду в отрасли, говорит Быстрова. Несмотря на кризис, рост доходов от ШПД в Европе даже в провальном I квартале был достаточно высоким не только в странах с низким уровнем проникновения, таких как Турция или Россия, но и в Восточной Европе, где проникновение намного выше, рост был значителен.

При этом фиксированный ШПД подвержен замещению мобильным, и наиболее перспективным является рынок мобильного ШПД. В Западной Европе, где рынок более насыщен, в I квартале рост мобильного ШПД составил 11%, а в России МТС показал 22% рост доходов от передачи данных по сравнению с 2% ростом доходов от голосовых услуг. В Восточной Европе за 2–3 года, прошедших с запуска сетей 3G, мобильный ШПД занял 20–25% рынка ШПД. Доля подключений к мобильному ШПД доходила до 40–45%, а в Австрии в какой-то момент составляла даже 80%. В России меньше чем за год работы сетей 3G число подключений к мобильному интернету через USB-модемы достигло почти 20% от всех подключений к ШПД. Даже в сложной экономической ситуации перспективы мобильного ШПД значительны, уверена Быстрова.

Несмотря на кризис, весной 2009 г. в Москве и Петербурге компаниями «Комстар-ОТС» и «Скартел» были введены в коммерческую эксплуатацию сети передачи данных WiMax. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что первые инвестиции в их развертывание были сделаны еще до того, как в России начался кризис.

Ведь инвестиции в ШПД нельзя откладывать даже в такой непростой ситуации, уверен президент Ассоциации GSM Александр Изосимов. Более того, по его словам, благодаря развитию ШПД отрасль может помочь всей экономике выйти из кризиса. В США ожидают, что возврат инвестиций, вложенных в ШПД за короткие сроки, составит до 1000%, говорит Изосимов. Только мобильные операторы собираются инвестировать в ближайшие пять лет около $800 млрд в развитие инфраструктуры, из которых $550–600 млн будут направлены в развитие мобильного ШПД. Ожидание роста ВВП как в Европе, так и в США от этих вложений составляет от 3% до 4% на протяжении пяти лет. И если создать в России режим благоприятного регулирования, какой был во время развития мобильной связи, наша страна может сделать еще один скачок, связанный с ШПД, уверен Изосимов.

Антикризисное регулирование

Значительная заслуга в успешном развитии мобильной связи в России принадлежит государству, которое может создать или, наоборот, препятствовать привлечению значительных инвестиций для строительства сетей мобильной связи. Именно регуляторная предсказуемость является залогом успешного развития отрасли, уверен Изосимов, ведь она дает инвесторам возможность построить проекции возврата денежных средств и уверенность, что этот возврат будет вполне приемлемым.

Впрочем, не все согласны со сложившейся системой регулирования. Авторы концепции реорганизации государственного холдинга «Связьинвест», одобренной в мае на заседании правительственной комиссии по связи и транспорту, считают, что система регулирования сейчас создает преференции операторам мобильной связи, к которым, хотя они и занимают большую долю рынка по сравнению с межрегиональными компаниями связи, предъявляются более мягкие требования. Авторы концепции утверждают, что успех реформирования «Связьинвеста» в части его выведения в лидеры отрасли невозможен без изменения этой системы.

Изосимов опасается изменения подхода к регулированию. Во время кризиса финансовые власти часто смотрят на телекоммуникационную отрасль как на дойную корову, объясняет он, и есть риск, что, увидев сохранившуюся рентабельность, из отрасли начнут забирать деньги или заставят снижать цены. Это большая ошибка, предупреждает Изосимов, ведь телеком-индустрия капиталоемкая и возврат на капитал в отрасли далеко не самый высокий. Задача государства, напротив, состоит в том, чтобы стимулировать инвестиции в отрасль, считает он.

Тем не менее регулирование отрасли нуждается в изменениях, ведь ее нормативно-правовая база, построенная по телефонному принципу, родом из 80–90-х гг., когда главной проблемой в области связи была нехватка фиксированных телефонов, говорит гендиректор «Норильск-Телекома» Алексей Рокотян. Кроме того, рынок работает в ситуации, когда законодательные акты, регулирующие взаимоотношения участников рынка, оказываются несогласованными и во многих случаях не увязанными между собой, что затрудняет вывод новых продуктов на рынок, считает вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов. По его мнению, решением проблемы могла бы стать «кодификация», введение одного основополагающего документа – кодекса.

При этом разработку нормативно-правовых актов целесообразно осуществлять при непосредственном взаимодействии с представителями компаний отрасли, уверен Ибрагимов, что уже частично реализовано через рабочие группы при Минкомсвязи. Рокотян, координирующий работу одной из этих групп, уверен, что это правильный путь. Впервые отрасли предоставлена возможность самой формировать тексты документов, говорит он, и это позволяет привлечь к работе над нормативной базой еще больше опыта и знаний и существенно уменьшить недостатки законодательства.

Среди неотложных вопросов, с которыми предстоит разобраться в ближайшее время, Рокотян называет проблему регистрации сетей связи. С прошлого года вместо разрешения на эксплуатацию средств связи операторы должны были начать регистрировать сети целиком. Но система регистрации так и не заработала, и в этом кроется серьезная опасность, предупреждает Рокотян, так как с 1 января работать на незарегистрированных сетях уже будет нельзя, а зарегистрировать сети невозможно, потому что сейчас нет документов, которые описывают этот процесс. Чтобы не попасть в эту ловушку, рабочая группа сформировала пакет предложений в виде поправок к закону о связи и уже направила его в Госдуму. Законопроект предлагает ввести уведомительный порядок регистрации сетей. Со своей стороны Минкомсвязи разработало проект постановления правительства, который предполагает как уведомительный, так и разрешительный порядок регистрации, говорит замдиректора департамента госполитики в области связи Минкомсвязи Тамара Моисеева. По ее словам, проект уже практически согласован с Минюстом и за июнь должен быть подготовлен и внесен в правительство.

Необходимо также убрать препятствия для внедрения современных бизнес-моделей и маркетинговых механизмов, говорит Рокотян, ведь сейчас услуга привязана к сети и затруднена перепродажа услуг и их пакетирование, особенно от разных поставщиков.

Перед отраслью часто воздвигаются неоправданные административные барьеры. Это касается и сложной дорогостоящей системы сертификации, и растянутых сроков оформления разрешительных документов, а также конкурсов на нумерацию, которые Рокотян называет «странной нормой», ведь в отличие от частотного спектра, который ограничен физически, нумерация – это техническое ограничение и нехватка нумерации решается чисто технически.

Требуют доработки и конкретные нормативно-правовые акты, считает Рокотян. В них отсутствует устоявшаяся «сквозная» терминология; требования «целостности», «безопасности» и «устойчивости», предъявляемые законом к сетям, не подкреплены конкретными количественными показателями, имеющими установленные методики оценки и потому очень похожими на лозунги, которыми оправдываются административные барьеры; правила присоединения сетей практически не описывают взаимодействие операторов после установления присоединения, из-за чего возникает масса споров, конфликтов и исков; требования к построению телефонных сетей не учитывают современные технологии и построены по логике коммутации каналов, причем классической электро-механической; требования к маршрутизации «убивают» возможность конвергенции мобильных и фиксированных сетей.

Наконец, одним из наиболее обсуждаемых нововведений являются правила недискриминационного доступа (НДД) к инфраструктуре связи. Если федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает на том, что такой доступ должен быть предоставлен как к сетям, так и, к примеру, к кабельной канализации, то Минкомсвязи, по словам Моисеевой, считает, что вопрос инфраструктуры связи переходит грань права собственности и Минкомсвязи не нашло взаимопонимания с ФАС по этому вопросу. По словам заместителя начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрия Рутенберга, соответствующий проект распоряжения будет внесен в правительство в середине лета, пусть и с протоколами разногласий с Минкомсвязи.

А по убеждению авторов концепции реорганизации «Связьинвеста», стимулирование государством инвестиций холдинга в инфраструктуру связи невозможно без отказа от реализации НДД к сетевым ресурсам, который активно обсуждается в настоящий момент. Они уверены, что ввод этого принципа возможен только при наличии высокоразвитой инфраструктуры, которая в России отсутствует, а в противном случае это приводит к падению объемов инвестирования в инфраструктуру со стороны операторов и тормозит развитие отрасли связи.