Проверь себя

Управление финансовых услуг Великобритании (FSA) хочет больше знать о сотрудниках иностранных финансовых компаний, влияющих на решения руководства своих британских подразделений. Россияне – не исключение
Bloomberg

С 6 августа начинают действовать расширенные требования FSA к лицам, осуществляющим контрольные функции в финансовых компаниях. Среди нововведений – требование к руководителям и сотрудникам зарубежных материнских компаний, влияющих на деятельность британских «дочек», получать одобрение FSA.

Для подготовки к соблюдению новых правил FSA дает компаниям шесть месяцев. За это время британские «дочки» также должны оценить, кто из руководителей материнской компании подпадает под новые требования, и подать в FSA заявление на одобрение кандидатур этих людей, поясняет представитель FSA Джозеф Эйри. «Сами мы не будем их искать, это обязанность компаний. До подачи заявлений они могут консультироваться с нами», – говорит он.

В заявке на одобрение FSA просит рассказать, был ли кандидат вовлечен в финансовые и уголовные преступления, есть ли у него признанный судом долг, банкротились ли или оказывались в тяжелом финансовом положении компании, в которых он был руководителем, каков его опыт работы в финансовой сфере и проч. «FSA очень серьезно относится к непредоставлению значимой информации – оно может рассматриваться как свидетельство нечестности», – говорится в правилах. Обычно FSA вызывает на собеседование руководителей высшего звена, говорится на сайте, но может пригласить и любых других кандидатов. Кандидатам, не получившим одобрения, не будет позволено осуществлять значительное влияние на деятельность британской компании, регулируемой FSA, вне зависимости от того, в какой стране они находятся, говорится в новых правилах. Запрет может быть наложен и на руководителя, который ранее получил одобрение FSA, но затем нарушил правила. «Если мы узнаем, что нам предоставлена недостоверная информация или человек, которому мы запретили осуществлять контролирующие функции, продолжает делать это, мы можем наложить санкции на британское подразделение», – говорит Эйри. FSA будет публиковать имена тех, кому было отказано и кто лишился разрешения. В агентстве надеются, что это может иметь негативные последствия для профессиональной деятельности кандидата и у него на родине.

«Я влияю на деятельность лондонского банка как член его совета директоров, и у меня уже есть одобрение FSA», – рассказал «Ведомостям» президент «ВТБ капитала», руководитель инвестбизнеса ВТБ Юрий Соловьев. По его словам, сотрудники российского ВТБ, в том числе предправления банка Андрей Костин, не оказывают прямого влияния на операционную деятельность британского банка, поэтому получать одобрение британского регулятора им не потребуется. Филиал «КИТ финанс» в Лондоне выполняет скорее представительские, чем финансовые функции и непосредственно управляется двумя людьми, говорит представитель «КИТ финанс» Вадим Бараусов. Тем не менее компания готовится к выполнению новых правил. Стремление FSA оградить свои финансовые рынки от ненадежных людей Бараусов называет понятным. «В Великобритании такое внимание регуляторов непривычно для инвесткомпаний, но приветствуется, поскольку мы теперь работаем в новом мире, где прозрачность гораздо более значима, чем когда-либо раньше», – говорит Джон Льюин, руководитель британской структуры ФК «Уралсиб» – URALSIB Securities Limited. По словам Льюина, несколько топ-менеджеров материнской компании одобрены FSA, но компания еще раз проверит, кто влияет на решения британской родственной структуры.

Бывали и более существенные требования – например, ранее FSA потребовала права записывать телефонные разговоры, вспоминает Бараусов. Следующее нововведение FSA – регулирование компенсаций топ-менеджеров британских финансовых компаний, ожидает Льюин.