Москва впереди


Москва по-прежнему возглавляет список городов с самыми дорогими гостиницами для проживания бизнесменов, несмотря на то что впервые с 2005 г. (когда российская столица была включена в рейтинг) средняя стоимость номера в отелях снизилась на 14% по сравнению с прошлым годом, говорится в отчете «Обзор рынка отелей за первые шесть месяцев 2009 г.» международной компании Hogg Robinson Group (HRG). Компания специализируется на корпоративных бизнес-поездках. «Международный рынок гостиниц все еще чувствует влияние экономического кризиса и испытывает спад», – говорится в исследовании.

Средняя цена номера в Москве составляет 268,11 британского фунта за ночь. На втором месте Абу-Даби – 253,36 фунта, далее следуют Париж (203,46), Нью-Йорк (200,21) и Милан (191,28). В Лондоне HRG зафиксировала снижение средней цены на 4% (до 154,2 фунта) по сравнению с 3%-ным ростом в тот же период прошлого года. В результате город снова не вошел в топ-10 и опустился с 16-го на 23-е место.

Сильнее всего (на 7,7%) подорожали номера в гостиницах категории «5 звезд». «Отельеры искусственно повышают стоимость номера в пятизвездочных отелях, борясь с низкой заполненностью», – указывают эксперты HRG. Снижение загруженности таких отелей HRG связывает с экономией компаний на бизнес-поездках своих сотрудников. Сегодня бизнес-путешественники выбирают более демократичные отели категории «3–4 звезды».

«Загруженность отелей действительно снизилась на 20–30%. Но я не согласна с данными о завышении стоимости номеров в дорогих гостиницах. Например, «лучшая цена в данный момент» в Ritz Carlton может достигать 6000–7000 руб. за номер в сутки, а в Holiday Inn – 3000–4000 руб. Правда, эти цены открыто не публикуются», – говорит Татьяна Гостенина, генеральный директор компании Hospitality Management Group. Бизнес-путешественников, по ее наблюдениям, меньше не стало, но сроки поездок у них сократились с 3–4 дней до 2–3. Отели стараются привлекать путешественников и дополнительным сервисом: например, включают в стоимость номера мини-бар, услуги прачечной и бесплатный Wi-Fi, добавляет она.

За первое полугодие 2009 г. спрос на услуги московских отелей снизился в 1,5–2 раза, загрузка в среднем упала с 75% до 40–45%, говорит Ольга Широкова, представитель консалтинговой компании Blackwood. Показатель дохода на номер (т. е. отношение выручки от всех номеров к числу номеров, RevPar), по ее словам, снизился на 35–50% (в зависимости от класса отеля). При этом цены, по ее данным, упали всего на 5–10%.