Пора продавать

Во время экономических кризисов интенсивность малого и среднего бизнеса обычно снижается. Самое время задуматься о продаже компании, считают эксперты

Период кризиса – идеальное время начать планировать выход из бизнеса, говорит Эндрю Хэй, управляющий партнер американского банка Coutts, участвовавший как минимум в десятке подобных сделок за последние 20 лет. По данным недавнего опроса, проведенного специалистами этого банка, 54% предпринимателей задумываются о том, как бы избавиться от своего бизнеса, по крайней мере раз в неделю, а 71% – не реже чем раз в месяц. В опросе приняли участие 127 владельцев и менеджеров компаний – клиентов банка.

Процесс продажи бизнеса при грамотной его организации занимает около двух лет, говорит Дэвид Молиан, преподаватель Крэнфильдской школы менеджмента. Поэтому тем, кто хочет воспользоваться следующим подъемом экономики, следует начать подготовку уже сегодня. «Урегулируйте все вопросы с арендодателями и подрядчиками. Загляните в шкафы и выбросите из них все скелеты», – советует он.

Тогда предложение о покупке бизнеса не застанет предпринимателя врасплох. В октябре 2006 г. группа покупателей неожиданно обратилась к Роберту Даймонду, основателю и гендиректору компании Emnos, специализирующейся на анализе поведения потребителей. За выходные ему понадобилось составить инвестмеморандум.

Ему помогло то, что он активно участвовал в делах компании.

«Когда вы и владелец, и менеджер компании, вы сможете описать любой аспект ее работы», – поясняет он. В 2007 г. его компанию приобрел крупнейший в Европе оператор программ по изучению лояльности в розничной торговле.

Донна Гиббинс не сразу решилась продать компанию Flowcrete, занимающуюся настилкой полов в коммерческих и промышленных помещениях. Она основала ее в 1982 г. вместе со своим отцом. Но Гиббинс стремилась заняться еще и жилыми помещениями, а совет директоров возражал. В совет директоров входил ее муж, управляющий директор Flowcrete, которому принадлежало 30% компании.

Первоначальный план заключался в выкупе компании ее руководством, но, пока велись переговоры с банками, появились покупатели. В конце концов Flowcrete была продана конкуренту – RPM International. Сумма сделки не разглашается, но, по оценке источников, близких к участникам сделки, она превысила 30 млн фунтов стерлингов.

Компания Flowcrete была в хорошем состоянии. «Мы упростили стратегию и наняли независимых менеджеров, способных повести за собой людей», – говорит Гиббинс и добавляет, что за три года выручка выросла с 20 млн до 45 млн фунтов стерлингов.

За несколько дней до подписания сделки покупатели отказались приобретать убыточное бразильское подразделение Flowcrete. В результате оно до сих пор принадлежит Гиббинс, и в этом году оно впервые принесло чистую прибыль.