Снова в долг

Доля автомобилей, проданных дилерами в кредит, в июне и июле выросла по сравнению с февральским дном в два раза. У некоторых компаний этот показатель уже вернулся к докризисным значениям
Д. Гришкин

Кто платит. 6-7%

от стоимости автомобиля могут составлять расходы на субсидию по процентной ставке, обычно автоконцерн и дилер делят расходы, говорит Сысков из «Юникредита». Нередко расходы делятся пополам, хотя с каждой маркой и моделью это решается отдельно. Дилеры размер затрат не называют. Часто льготный кредит не требует дополнительных затрат от производителя, объясняет Владимир Видулов из JATO Dynamics: компания может снизить кредитную ставку на 5–7%, сопоставимо сократив расходы на рекламу и акции по продвижению модели в дилерской сети.

Бурный рост автокредитования начался в 2004 г. – тогда в кредит было продано 350 000 машин. К концу 2008 г. рынок вырос в три с половиной раза – до 1 млн, свидетельствуют данные агентства «Автостат». В первой половине 2008 г. покупка машин в кредит еще была очень популярна – заемные средства использовались при покупке чуть ли не каждого второго автомобиля, но осенью все изменилось. Банки стали повышать ставки по автокредитам: к началу 2009 г. они выросли в 2–2,5 раза – с 12–14% годовых в рублях до 25%, а в иных случаях и до 40%, а лимиты на автокредитование многие из них сократили в 5–10 раз, указано в обзоре «Автостата». По итогам шести месяцев 2009 г. средняя доля продаж в кредит в целом по рынку не превышала 20%, подсчитала Sollers. Летом дело пошло лучше.

Дождались

«По сравнению с январем – февралем на рынке автокредитования наблюдается заметное оживление», – говорит Иван Романов, руководитель направления кредитования компании «Автомир». Сейчас доля продаж в кредит у крупных мультибрендовых дилеров колеблется от 25% до 30% – примерно в два раза выше показателей зимы, когда рынок автокредитования достиг дна, оценивает Романов. У «Автомира» по итогам июля эта доля составила 30% против 18% в феврале, уточняет он. Доля кредитных продаж в московских и петербургских салонах «Рольфа» по итогам июня выросла до 27% против 12% в феврале – марте, говорит главный исполнительный директор розничного подразделения «Рольфа» Вардан Даштоян. До кризиса подразделение «Рольф-розница» продавало в кредит около 30% от всех автомобилей. А у дилерской компании Genser в июле кредитные продажи составили 32% от общего объема, тогда как с марта по май они не превышали 18%, рассказал совладелец компании Игорь Пономарев (до кризиса – 45%).

Доля продаж в кредит действительно растет, но не за счет роста числа проданных по кредитным схемам автомобилей, а из-за некоторого снижения продаж за наличный расчет, вызванного летним затишьем, считает Александр Карев, руководитель направления кредитования группы «Независимость». По его данным, число автомобилей, продаваемых в кредит, в последние месяцы стабильно. Но представители «Автомира», «Рольфа» и Genser заметили существенный рост и числа кредитных машин (по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июне в России было продано 118 578 автомобилей, на 12% меньше, чем в феврале.)

Помогли концерны и государство

Петербургскому дилеру Ford «Аларм моторс» удалось восстановить долю кредитных продаж до уровня августа 2008 г. – 60% (в феврале падала до 30%) – благодаря представительству Ford, которое с мая компенсировало ставку по своим кредитам на Ford и Mondeo до ставки рефинансирования ЦБ, говорит директор по продажам дилера Михаил Шевельков. Программа с августа закончена, говорит представитель Ford в России Екатерина Кулиненко, но другие кредитные программы, включая кредит под 2,9% годовых в рублях, продолжают действовать, отмечает она. По словам Кулиненко, в июле 2009 г. продажи в кредит составили 21% от общего объема розничных продаж Ford – вдвое больше, чем в начале года.

Ростом кредитных продаж дилеры обязаны государству и автоконцернам, субсидирующим ставки по кредитным программам, считает Романов. Пока государство субсидировало две трети от ставки рефинансирования ЦБ (т. е. 8,66%) лишь при покупке автомобилей дешевле 350 000 руб., госпрограмма пользовалась меньшей популярностью, чем кредиты от автопроизводителей, говорит он. Но с августа границы стоимости автомобиля, попадающего в государственную программу, расширены до 600 000, увеличился и список банков – и эти изменения вызвали большой интерес у покупателей. По мнению Романова, продажи автомобилей по госпрограмме теперь могут вырасти в два-три раза.

Романов отмечает программы Lada Finance и Suzuki Finance – по ним можно приобрести автомобили с нулевой переплатой за кредит. Даштоян добавляет, что большой популярностью пользуются кредиты от Ford, Renault и Mitsubishi (от 0% до 11%). Он приводит в пример программы Renault – благодаря им продажи марки в кредит в салонах «Рольфа» достигли 50%.

В целом по рынку условия кредитования изменились к лучшему, ставки в среднем снизились на 2–3% по сравнению с зимой, говорит Павел Жилко, директор по продажам автомобилей «Атлант-М Тушино». Очень многие покупатели ждали начала действия льготной кредитной программы на автомобили российской сборки ценой до 600 000 руб.

А кроме того, люди стали увереннее в будущем и охотнее берут кредиты, считает Даштоян.

Банки осмелели

Ситуация в финансовой сфере постепенно стабилизируется, рубль крепнет, а банки накопили финансовые ресурсы и уже не боятся работать с долгосрочными кредитами, объясняет оживление рынка автокредитования в последние два месяца Олег Скворцов, зампред правления «Абсолют банка». По его оценке, среднерыночные ставки по автокредитам сейчас составляют 17–22% годовых в рублях, срок кредитования – 3–5 лет, первоначальный взнос – от 10% до 30%.

Но почувствовали это банки, работающие по государственным программам кредитования или сотрудничающие с автоконцернами. Сбербанк, лидирующий на рынке автокредитования, в июне выдал 12 741 автокредит, на 30% больше, чем в марте 2009 г., когда число обращений в банк снизилось после повышения ставок в феврале (на 2,5–3 п. п, теперь начинается от 15% в рублях), сообщил «Ведомостям» источник в банке. Но ситуация быстро выправилась и до июня (данных за июль пока нет) наблюдалась положительная динамика, отметил он. По данным Минпромторга на начало августа, Сбербанк выдал 84% всех льготных кредитов, выданных по госпрограмме. За три месяца по ней Сбербанк выдал 18 226 кредитов.

На «ВТБ 24», по данным министерства, за тот же период пришлось 2889 льготных кредитов. Банк работает по совместным кредитным программам с «АвтоВАЗом», Sollers, Suzuki и Subaru. С учетом этих программ банк во II квартале увеличил объем выдаваемых кредитов на 30% по отношению к I кварталу, рассказал вице-президент банка Алексей Токарев. Всего за первое полугодие «ВТБ 24» выдал более 23 000 автокредитов на сумму 10,5 млрд руб.

«Юникредит», занимавший по итогам 2008 г. третью строчку после Сбербанка и «Русфинанс банка», за июнь – июль выдал примерно вдвое больше автокредитов, чем за январь – февраль, рассказал Иван Сысков, начальник управления развития автокредитования банка «Юникредит». По сравнению с прошлым годом автомобильный рынок продолжает оставаться в глубоком минусе, но, если брать за точку отсчета начало года, ситуация стабилизировалась, признает он. При этом средний размер кредита за полгода практически не изменился – в «Юникредите» он составляет около 420 000 руб. Это ниже среднего показателя по рынку, считает Сысков, что объясняется сотрудничеством «Юникредита» с компанией Renault, у которой 70% продаж приходится на бюджетную модель Renault Logan. Сейчас Сысков оценивает долю «Юникредита» на рынке автокредитования в 5%.

У банков, не предлагающих программы с субсидированными ставками, ситуация не столь радужная. «Никакого оживления я не вижу, – говорит вице-президент Банка Москвы Андрей Лабко. – Когда ставка по автокредитам выше 20%, об улучшении ситуации на рынке не может идти речи». Рост числа выдаваемых Банком Москвы автокредитов по сравнению с «нижней точкой» кризиса Лабко оценивает в «единицы процентов». У банка сейчас нет совместных программ с автопроизводителями.

Далеко ли до выхода

Это еще не выход из кризиса, а только стабилизация ситуации, подчеркивает Скворцов из «Абсолют банка». Докризисного уровня объем рынка автокредитов достигнет не раньше 2011–2012 гг., прогнозирует он. Если второй волны кризиса не будет, к концу года доля автокредитов может вырасти до 30–35% от общего объема рынка, считает Сергей Целиков, директор агентства «Автостат». Но при этом емкость рынка снизится почти вчетверо: с $20 млрд в 2008 г. до $5,6 млрд в 2009 г., а число выданных кредитов сократится до 400 000 – почти как в 2004 г., когда кредитный бум только начинался.

Дороже, но в кредит

Андрей Степанченко, Райффайзенбанк

«Свою роль в оживлении рынка автокредитования сыграл рост цен на автомобили, составивший с начала года на многие марки 15–30%. Население понимает, что откладывать покупку автомобиля не следует, иначе он станет не по карману».