Компания недели: «Ростелеком»


Реформа госхолдинга «Связьинвест» наконец-то трогается с места. К сентябрю руководство холдинга должно доработать стратегию его реформирования, но ее контуры уже ясны. Консультанты (Morgan Stanley, «Ренессанс капитал» и «ВТБ капитал») единодушно рекомендуют перевести все «дочки» «Связьинвеста» на единую акцию, присоединив их к «Ростелекому». К этому склоняется и сам «Связьинвест».

В начале 2000-х гг. «Связьинвесту» уже приходилось совершать нечто подобное, объединяя почти 90 местных электросвязей в семь межрегиональных компаний (МРК). Тогда целью было повысить инвестиционную привлекательность «дочек» холдинга. И, пожалуй, цель была достигнута: если в конце 1990-х гг. инвесторы по-настоящему интересовались лишь единицами региональных операторов (вроде «Кубаньэлектросвязи» или «Петербургской телефонной сети»), то теперь аналитики пристально мониторят финансовую отчетность всех МРК.

Сейчас руководство «Связьинвеста» формулирует цель реформы несколько иначе – повысить долю государства на рынке телекоммуникаций. Лет 10 назад на «Связьинвест» приходилось около 50% доходов от этих услуг, теперь – 21%.

Создание гигантского оператора с выручкой $10,2 млрд (как у МТС) и инвестициями порядка $1 млрд в год может помочь приблизиться к этой цели. Просто сложив доходы всех «дочек», долю на рынке, конечно, не увеличишь. Но можно выиграть дополнительные преимущества, если перевести «дочки» на единый бренд (и начать его рекламировать по федеральным каналам), сократить внутригрупповые издержки (сейчас тот же «Ростелеком» не имеет права сдавать каналы в аренду МРК со скидкой более 20%). Да и управлять операциями в регионах можно будет напрямую, а не через советы директоров «дочек». Хотя не поспоришь и с теми, кто утверждает: управлять такой громоздкой компанией будет очень непросто.

Успех или неуспех реформы – если считать успехом увеличение рыночной доли – будет в большой мере зависеть от того, удастся ли «Связьинвесту» укрепиться на самых доходных сегментах рынка. Это мобильная связь и московский рынок фиксированной связи. Чтобы расширить там присутствие, «Ростелекому» почти наверняка придется тратить деньги на приобретения: места для нового игрока ни там ни тут нет. Впрочем, вряд ли деньги станут проблемой: недаром же крупным совладельцем «Ростелекома» стал Внешэкономбанк.