Загадочный спасатель

Известные германские верфи Wadan Yards могут сменить одного российского владельца на другого. Спасти заводы готовы стратегические инвесторы, переговоры за которых ведут член совета директоров «Газпрома» Игорь Юсуфов и его сын Виталий, менеджер Nord Stream

Германские власти ведут переговоры о спасении Wadan Yards со спецпредставителем президента России Игорем Юсуфовым (с 2004 г. член совета директоров «Газпрома»), а также его сыном Виталием, который также работает в структуре «Газпрома», сообщила вчера газета Ostsee Zeitung. Верфи могут быть проданы новым инвесторам за 40,5 млн евро (без учета дополнительных обязательств), пишет издание. В пятницу вопрос будет поднят на встрече президента Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель в Сочи. А в выходные могут быть подписаны документы по сделке, сообщает газета.

Представитель администрации президента подтвердил, что в пятницу на встрече глав государств будет обсуждаться вопрос «о привлечении стратегического инвестора из России» в Wadan Yards. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался. Но его сотрудник уверяет: «Газпром» не покупает верфи не только в Германии, но и в России».

Это и не личные инвестиции Юсуфовых, утверждает источник из окружения Виталия Юсуфова. Менеджер Nord Stream («дочки» «Газпрома») Юсуфов-младший действует в интересах «пула профильных стратегических инвесторов», в числе которых могут появиться государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Объединенная промышленная корпорация сенатора Сергея Пугачева, а также Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), подконтрольный предпринимателям, близким к банку «Россия». Деньги будут заемными; детали будущей сделки могут стать известны в понедельник, добавляет он.

ОСК и ВСЗ интересовались Wadan Yards, подтверждают два близких к ОСК источника, но пока речь шла лишь о возможной кооперации. Представители компаний на запрос «Ведомостей» не ответили.

Получить комментарии Виталия Юсуфова вчера не удалось, вопрос Юсуфову-старшему, оставленный в его приемной, остался без ответа.

Скупы на комментарии и германские власти. Переговоры о спасении верфей «продвинулись»; план, представленный Юсуфовым, «хорош», но еще должен анализироваться и проверяться, заявил вчера после встречи с Юсуфовыми премьер-министр федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Эрвин Зеллеринг (его цитирует сайт Financial Times Deutschland).

Wadan Yards создана на базе части активов известной корпорации Aker Yards. В группу Wadan входят три судостроительных завода: два – в Германии (в Висмаре и Ростоке-Варнемюнде), один – на Украине. Основной владелец головной компании (Wadan Yards Group AS) – российский бизнесмен Андрей Бурлаков. По его словам, у него контрольный пакет. Сложности сейчас только у германских верфей, которые принадлежат Wadan Yards GmbH: с 5 июня в ней запущена процедура инзольвенции (финансового оздоровления). Компания сама ее инициировала, говорит Бурлаков, – для защиты от кредиторов и с расчетом на поддержку германских властей. Именно власти сейчас платят зарплату работникам верфей (около 14 млн евро в месяц) и ждут от потенциальных инвесторов предложений по спасению компании, добавляет Бурлаков.

Бурлаков сам в качестве инвестора уже представил такой план, говорит бизнесмен: он готов найти необходимые деньги (сумму не называет) и подготовил пакет «предконтрактных» соглашений на 4,6 млрд евро на три года. Половина заказов – от российских компаний, идут переговоры и с «дочкой» «Газпрома» – «Газфлотом», перечисляет он. С ВСЗ обсуждается производственная кооперация, добавляет Бурлаков. А его «личный» козырь – пятилетний эксклюзив на поставку судов со всех бывших верфей Aker (а их 18) на постсоветском пространстве, оформленный на компанию Бурлакова, люксембургскую Mandataria Finance SA.

О том, что Юсуфов ведет переговоры с властями ФРГ, Бурлакову известно. Каких инвесторов представляет чиновник, владелец верфей не знает. Но это точно не «Газпром», уверяет он.

Кто бы ни был будущим инвестором, названные Ostsee Zeitung 40,5 млн евро – «первоначальный» вклад, общая сумма сделки составит «сотни миллионов евро», говорит близкий к Wadan Yards источник. Активы германских верфей стоят 2–3 млрд евро, добавляет он.

Правда, точное финансовое состояние Wadan Yards не известно: она не публикует отчетность на сайте. А представитель внешнего управляющего Ларс Розумек уточнил лишь данные о штате и выручке. В 2008 г. Wadan Yards построила 14 судов (против 15 в 2007 г. и 13 – в 2006-м), получив 677,3 млн евро выручки. А постоянный штат двух верфей – 2347 человек.

У Wadan Yards «суперсовременные верфи, технологии идеально подходят для российских нефтегазовых компаний» (см. врез), отмечает источник из окружения Юсуфова. Но пока не минует кризис, высокого спроса на новый флот не будет, добавляет аналитик «Метрополя» Надежда Тимохова, решение о покупке Wadan Yards скорее политическое.