Находящийся на грани банкротства "АвтоВАЗ" спасает строительную "дочку"

Дела «АвтоВАЗа» идут из рук вон плохо. Завод балансирует на грани банкротства, но при этом спасает строительную «дочку». У нее пять недостроенных домов в Тольятти, и нужно решать проблемы с дольщиками

В первом полугодии 2009 г. «АвтоВАЗ» создал резерв в размере 1,6 млрд руб. под обесценение активов «дочки» – инвестора строительства недвижимости, сообщила компания в отчете по МСФО. В первом полугодии 2008 г. такого резерва не было, а на конец года он составлял 61 млн руб. (данные отчета по МСФО за 2008 г.).

Эта «дочка» – ЗАО «ФСК «Лада-дом», уточнил представитель «АвтоВАЗа». Компания была создана в 1995 г. для строительства жилья для сотрудников предприятия, но с 2003 г. работает на открытом рынке. В 1997–2007 гг. она построила более 620 000 кв. м жилья и коммерческих объектов, что составило более трети всего объема строительства в Тольятти в эти годы, говорится на ее сайте. В 2008–2011 гг. «Лада-дом» собиралась построить еще свыше 300 000 кв. м, отмечается на сайте. Но с конца 2008 г. строительство практически не ведется. Еще в январе этого года мэр Тольятти Анатолий Пушков требовал от строителей, в том числе и «Лада-дома», выполнять обязательства перед дольщиками, говорит советник мэра Алексей Миронов. Однако полностью проблемы решить не удалось, сетует он.

В 2008 г., по данным СПАРК, выручка «Лада-дома» составила 56,2 млн руб., чистая прибыль – 5,5 млн руб. На момент фактической остановки работы компания вела строительство пяти домов. Согласно СПАРК, в 2008 г. стоимость ее незавершенного строительства составляла 2,1 млрд руб. По данным отчетности «АвтоВАЗа» по МСФО за первое полугодие 2009 г., строительная компания получила 1,5 млрд руб. авансов. Скорее всего, это деньги, полученные на строительство от компаний, собиравших средства с дольщиков, считает старший партнер «БДО Юникон» Владислав Погуляев. Но денег на достройку у «Лада-дома» нет: они поступали в другие компании, объясняет Миронов. В «Лада-доме» от комментариев отказались.

«АвтоВАЗ» косвенно подтверждает, что «Лада-дом» вряд ли сможет достроить дома: резерв под обесценение был создан под объекты, строительство которых началось, но работы по ним, как ожидается, не будут завершены, пишет «АвтоВАЗ» в своем отчете по МСФО за 2008 г. «АвтоВАЗ» не снимает с себя ответственности по решению проблем дольщиков ФСК «Лада-дом» и активно участвует в поиске вариантов выхода из создавшейся ситуации», – передала через пресс-службу вице-президент по корпоративному управлению «АвтоВАЗа» Полина Гришина. Гендиректор строительной «дочки» был сменен 1 октября: им стала Лариса Якобсон, работавшая до этого в PwC.

«АвтоВАЗ» готов помогать «дочке» деньгами: на этой неделе он выделил 5 млн руб. на покупку долей в незавершенном строительстве и сам стал одним из дольщиков, пояснил представитель компании. Всего на достройку домов нужно 100 млн руб., «АвтоВАЗ» ведет поиск потенциального инвестора, добавил он. Альтернативный способ – субсидия до 50 млн руб. от Самарской области и выкуп квартир регионом. Планируется, что «Лада-дом» достроит два дома до конца 2009 г. и сможет закончить строительство еще одного дома до конца 2010 г., сказал представитель «АвтоВАЗа».