«Неразумно игнорировать возможности России»

Подобно мэру Лондона Борису Джонсону, первый в истории Риги русский городской руководитель – председатель Рижской думы Нил Валерьевич Ушаков пришел в политику из журналистики.

Образование:

 в 1999 г. получил степень бакалавра экономики в Латвийском университете на факультете экономики и управления. Специализация – аналитическая экономика. В 2002 г. получил степень в Южно-Датском университете на факультете социальных наук, отделение экономики. Специализация – вопросы европейской интеграции. Языки: русский – родной, латышский и английский – свободно, немецкий и датский – базовый уровень, шведский – изучает.

Это дает определенные плюсы: Ушаков четко излагает свои мысли, избегает давать заоблачные обещания и не боится заявлять о новых масштабных программах, укрепляющих имидж города.

– Ранее Латвия входила в состав СССР, с тех пор многое изменилось. Насколько сегодня Латвия заинтересована в развитии экономических связей с Россией?

– Вот уже пять лет наша страна является членом Европейского союза. Это предоставляет латвийским бизнесменам широкие возможности интеграции в европейскую деловую среду. Остальное зависит непосредственно от них самих – их идей, квалификации, деловой этики.

Однако неразумно было бы игнорировать возможности, которые имеются в России. И здесь я вижу широкое поле деятельности для руководителей наших городов и государства. Сегодня отношения с Россией надо фактически выстраивать заново. Отсутствие конструктивного сотрудничества и раньше давало о себе знать недополученной прибылью для латвийской экономики, а теперь в условиях кризиса мы попросту не можем этот факт игнорировать.

– Оправдались ли надежды Латвии на европейскую интеграцию?

– Сначала подали прошение о вступлении в Евросоюз Эстония и Литва, а Латвии медлила, мечтая о том, чтобы стать замечательным «золотым мостом» между Россией и Евросоюзом, что принесло бы ей немалую выгоду. Я думаю, это было бы ошибкой: мы были бы не мостом, а серой зоной типа Приднестровья. Так что членство в ЕС стало несомненным благом, несмотря на все минусы, связанные с жесткими условиями и регуляцией, с бюрократией, несмотря на то что это сильно ударило по сельскому хозяйству, его отдельным отраслям, таким как сахар.

Однако если бы мы встретили кризис с той политической системой и тем качеством государственного управления, которые сейчас имеем, не являясь членом Евросоюза, то ситуация была бы намного трагичнее. Нельзя не учитывать всю хрупкость и зависимость латвийской экономики. Сейчас большая часть финансовой помощи, которую мы получаем, поступает от Еврокомиссии. Да, это кредит, который нужно будет возвращать, что накладывает определенные обязательства и на последующие поколения, но без этих средств нормальное существование поколения сегодняшнего оказалось бы весьма проблематичным.

– Как глобальный экономический кризис сказался на жизни города?

– Кризис резко сократил не только доходы населения, но и число рабочих мест. В Риге сейчас растет число безработных, трудно приходится малому бизнесу. Сегодня многие уезжают из Риги в Ирландию и Великобританию. Когда Латвия вступила в Евросоюз, только эти два государства и Швеция были единственными, кто открыл свои рынки труда для наших граждан. Позже к ним присоединились Германия и Франция. Но едут в Ирландию и Великобританию в том числе и потому, что там говорят на английском языке, уровень знания которого в нашей стране традиционно высокий.

– Какие меры по преодолению кризиса предлагаете вы как градоначальник?

– В краткосрочной перспективе это развитие туризма. Серьезные надежды мы возлагаем и на увеличение грузоперевозок через Рижский порт – мы активно продвигаем его услуги как в России, так и в Белоруссии. Рынок последней очень важен для нас, за него мы серьезно конкурируем с братьями-литовцами. Надеемся выиграть.

– Какая роль отводится иностранным инвестициям, довольны ли вы их размерами?

– На приток иностранных инвестиций мы возлагаем большие надежды. Мы выступили в парламенте с инициативой о предоставлении вида на жительство в Латвии иностранцам, которые вложили некоторую сумму в нашу экономику, в бизнес или купили недвижимость. Аналогичная схема уже работает в Эстонии, есть положительные примеры и в других странах ЕС. Сейчас, когда наша недвижимость упала в цене в среднем на 50–60%, такая возможность представляется особенно привлекательной.

Вот только некоторые примеры. На вторичном рынке жилья 1 кв. м сейчас стоит около 500 евро, а в доме-новостройке – 800–1000 евро. На пике цен новая квартира площадью 100 кв. м на окраине города стоила 250000 евро, а сейчас за такую же квартиру с мебелью и техникой, полностью готовую к проживанию, просят 100000 евро. Поторговавшись с продавцом, можно купить и за 90000 евро, т.е. почти в 3 раза дешевле, чем до кризиса. Хотя коммунальные платежи остаются по-прежнему высокими.

– Существуют ли какие-либо ограничения на иностранные инвестиции?

– Нет, кроме стандартных требований Евросоюза, например необходимости подтвердить легальность происхождения средств. Но есть проблемы другого характера: у нас, например, до сих пор не подписаны два важнейших договора между Латвией и Россией – о защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения.

– Какие меры по повышению привлекательности Риги для туристов вы планируете?

– Латвия несколько дешевле многих европейских стран, и, на мой взгляд, отдых у нас достаточно привлекателен по соотношению «цена – качество». Это касается и Риги. Здесь можно получить услуги высокого европейского уровня по разумным ценам. Кроме того, между гражданами наших стран нет языкового барьера. Нас интересуют гости не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Псковской области, откуда в Ригу можно попасть автобусом, а скоро, если не ошибаюсь, будут налажены и прямые авиарейсы.

Однако в сфере туризма у нас есть конкуренты: первое, что я увидел в аэропорту Санкт-Петербурга, – реклама Эстонии, Таллина. Эстонцы занимаются продвижением своей страны как престижного туристического направления давно и активно. Ригу, напротив, никто не рекламировал. Мы хотим исправить ситуацию: на 2010 г. выделили около $4 млн на рекламу нашего города – впервые за всю его историю.

В нашей стране всегда хорошо относились к гостям из России. Мне кажется, и ваши соотечественники чувствуют себя здесь комфортно: посмотрите, какое количество недвижимости принадлежит гражданам России в Юрмале, сколько россиян приезжает на наши фестивали «Юрмалина», «Новая волна», «Голосящий КиВиН».

Недавно в Риге состоялись дни Санкт-Петербурга, у нас очень тепло встречали питерские театры. В марте в Петербург поедет делегация предпринимателей из Риги. Это очень важно для нас, так как Питер – ключевое направление, оттуда традиционно больше приезжает туристов, нежели из Москвы, у нас есть большой потенциал для развития и укрепления сотрудничества.

– Одним из важных направлений вашей деятельности является восстановление связей с бывшими партнерами...

– В июле мы планируем провести в Риге форум мэров городов стран ЕС и СНГ. С инициативой проведения саммита выступили мэрия Москвы и Рижская дума. Одной из важных тем мероприятия станет роль городов в условиях экономического кризиса. Нас интересует, что следует пересмотреть в системе управления городов, чтобы сделать их экономики более эластичными, защищенными от глобальных потрясений и способными эффективнее реагировать на изменение ситуации.