Вектор


Нефтяные и энергетические активы стали основной статьей дохода АФК «Система», заявил вчера ее cтарший вице-президент Алексей Буянов в ходе телеконференции, посвященной результатам I квартала 2010 г. В январе – марте топливно-энергетические компании принесли АФК $2,9 млрд выручки (46,7%), а телекомы – всего $2,6 млрд (42,5%). Еще год назад на телекомы приходилось 79,1% выручки. Купив башкирские нефтяные активы прошлой весной, «Система» стала нефтяной компанией. Забавно, что за это ей пришлось заплатить рентабельностью: у сырьевых компаний она ниже, чем у телекоммуникационных, поэтому маржа по OIBDA «Системы» за год снизилась с 30,7 до 26,8%.

Кредиты для своих

Кредитование банками владельцев стало одной из причин, усугубивших проблемы отрасли в кризис, считают Центробанк и Минфин. Для исправления ситуации Минфин подготовил законопроект, позволяющий ЦБ ужесточить контроль за такими сделками. Банкиры же настаивают, что порою такие сделки позволяли хоть как-то зарабатывать: «свои» заемщики понятнее, и можно быть уверенными в истинности их намерений расплатиться по кредитам. ЦБ эти аргументы не убедили. Однако и спешить он не намерен. Директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский предупредил, что ЦБ может определить переходный период для сокращения таких операций сроком в 2–3 года. Этого срока может быть достаточно, чтобы некоторые банки стали лучше маскировать такие схемы, а ЦБ – распознавать. Тогда и станет понятно, насколько актуальны новые требования.

Нефтяная «Система»

Убыток или помощь

Если государство не поможет РЖД, компания закончит этот год с существенным убытком – 68 млрд руб., заявил вчера президент РЖД Владимир Якунин. Хотя объемы перевозок возвращаются к докризисным уровням, тарифы растут слишком медленно – такова политика правительства. Из-за этого придется резко сокращать инвестпрограмму и работы по модернизации инфраструктуры, пригрозил Якунин. Чтобы не допустить этого, по его словам, государству нужно принять меры. Или, говоря на бытовом языке, помочь материально.

Государство и так помогает. Только в этом году объем помощи и компенсаций из бюджета превысит 100 млрд руб. РЖД все равно не хватает – ведь государство устанавливает тариф меньше экономически обоснованного. Но вот какое дело. Сейчас как раз определяется, какой объем помощи РЖД окажут в следующем году. Год назад в тех же обстоятельствах Якунин рассказывал, что убытки РЖД из-за кризиса и низкого роста тарифа в 2009 г. составят 60 млрд руб. В середине года правительство определилось с уровнем компенсаций. А вскоре Якунин начал делать осторожные прогнозы о том, что компания закончит год с прибылью (по РСБУ она составила 14,4 млрд руб.). Нельзя исключать, что через пару месяцев президент РЖД вновь станет большим оптимистом.

Алкоголь летающий

Верховный суд отказался запретить продажу крепких алкогольных напитков на территории вокзалов и аэропортов, утвердив таким образом решение Мосгорсуда, принятое 13 апреля, сообщило вчера агентство «Интерфакс». Добиться запрета пыталась Московская межрайонная транспортная прокуратура, считающая необходимым запретить продажу крепких алкогольных напитков прежде всего пассажирам аэропортов. Прокуроры полагали, что на аэровокзалах можно употреблять только пиво и легкие алкогольные напитки крепостью до 15 градусов: федеральный закон о госрегулировании алкогольного рынка запрещает продавать алкоголь в местах массового скопления людей. Но в Москве действует постановление, разрешающее продавать крепкий алкоголь выезжающим и вылетающим гражданам. Ресторанные заведения и магазины в аэропортах еще в конце прошлого года изъяли спорные напитки из продажи, хотя лицензии, выданные московскими и подмосковными властями на торговлю крепким алкоголем, у некоторых еще действуют. Прокуратура все время ходила и проверяла – кому охота лишний раз объясняться, рассуждает один из менеджеров магазина в аэрокомплексе «Шереметьево», возвращать алкоголь на прилавки пока не стоит.