Новинки книжных развалов


Семейный бизнес: от конфликтов к успеху

Ларри Колин и Лора Колин

М.: Добрая книга, 2010. 252 с.

Читая в «Ведомостях» о доходах жен губернаторов, министров и мэров, понимаю, что книга Ларри и Лори Колин о семейном бизнесе не для них. Ведь в ней нет ни слова об использовании административного ресурса, «у них другие приоритеты: игры во власть, склоки и забота о том, чтобы их, не дай бог, не обидели».

Кстати, жены в бизнесе в зависимости «от переживаемых эмоций» бывают, по версии авторов, трех типов: индифферентная жена не смешивает «брак и семейный бизнес»; истеричная – «не устает возмущаться и жаловаться мужу на то, как плохо с ней обращаются родственники», а вот жена-надоеда «сует своей нос во все дела независимо от того, просят ее или нет». Авторы советуют каждой жене бизнесмена стать женой-помощницей и описывают план действий. Впрочем, планы и даже тесты на профпригодность к участию в деле, изложенные обстоятельно, предусмотрены для всех членов семейного бизнеса, начиная с основателя и заканчивая детьми-недотепами. «Когда он входит в офис, все с интересом смотрят на него как на загадочное явление природы и опускают головы, – повествует книга об одном таком чаде. – Я подслушал, как секретарь пошутила, что на его визитной карточке должно быть написано не «вице-президент по продажам», а «вице-президент-который-завалит-любое-дело».

В нашем бизнесе уже наступило время, когда основателям компаний пора на покой. Прямо для них глава «Отец: паранойя перед отставкой», посвященная «двум основным вопросам, с которыми предстоит столкнуться каждому папе, возглавляющему семейным бизнес, – выбору преемника и процедуре отставки». Для начала супруги Колин советуют составить план «Трех пятилеток», отражающий ваши потребности в 55, 60 и 65 лет, а потом провести ревизию наследников: распределить детей и других членов семьи по трем группам, где в первой окажутся «подозрительные типы (у них, к счастью, прослушивается пульс, они могут назвать свое имя)»; во второй – «потенциальные претенденты (работают в компании, делают кое-какие успехи и знают, где находится туалет)»; зато в третьей останутся «реальные кандидаты (они совершили прорыв в работе и имеют достаточную квалификацию, чтобы выжить вас из любимого кабинета)».

Колины выявили три фактора успеха в семейном деле: предвидеть, осознавать и преодолевать типичные проблемы семейного бизнеса; правильно выстраивать отношения с родителями, братьями, сестрами и другой родней и, наконец, исключить влияние эмоций на деловые решения, избегать воздействия проблем бизнеса на взаимоотношения внутри семьи. Но не забыли добавить, что фраза «Я хочу развестись» может нанести бизнесу больший вред, чем слова «Я согласен», произнесенные на церемонии бракосочетания.